Олимпиадник — это «лопата», которая «роет» глубоко

Когда  у  учителя  такие  ученики,  убеждена  преподаватель  из  Березино,  им  хочется  многое  дать

Когда  у  учителя  такие  ученики,  убеждена  преподаватель  из  Березино,  им  хочется  многое  дать

В Беларуси организована и успешно работает система олимпиадного движения, и государство ее активно поддерживает. Ежегодно тысячи ребят становятся победителями республиканских и международных соревнований. Но этому предшествует огромная работа. Помочь юным талантам найти себя, развить способности — задача педагога. О работе и ценном опыте лучших из них и будут рассказывать материалы этой рубрики. 

Главная черта в характере этой женщины – целеустремленность. А еще — огромная самоотдача любимой работе. Общаясь с завучем СШ № 2 Березино Светланой Абрамович, понимаешь, что для нее, как ни пафосно это звучит, ничего невозможного нет. За свой 24-летний стаж учитель русского языка воспитала не одного олимпиадника. Ну а те из ее воспитанников, кто по какой-то причине недотянул до высокого призового места, без труда сдают тесты (причем с очень высокими баллами) и становятся студентами вузов страны. 

— Светлана Викторовна, правду говорят, что многое в жизни любого из нас зависит от преподавателя? Что именно встреча с хорошим педагогом во многом определяет нашу жизнь и судьбу?

— Я в этом глубоко убеждена. Кстати, яркий пример тому – мой собственный. Я выпускница этой школы, и так сложилось, что вернулась в нее преподавателем. Но… В свое время учителя прочили мне математическое будущее, поскольку я любила этот предмет и делала в нем успехи. И вдруг в 10-м классе преподавать русский язык к нам пришла тогда завуч школы Нина Васильевна Белодед. И для меня все изменилось. Она определила мою дальнейшую судьбу. Для классного руководителя-математика мое поступление на филфак БГУ было огромной неожиданностью. Но о таком повороте событий я никогда не жалела. Думаю, это было то, чего я сама в себе раньше не смогла распознать. 

— Вы очень рано начали преподавать. Все же поначалу было сложно? 

— Так сложилось, что обучалась я заочно – рано вышла замуж, появилась дочь. На третьем курсе Нина Васильевна пригласила меня преподавать в родную школу. Сначала, окончив курсы, работала педагогом-организатором, а затем и преподавала. Но, полагаю, что, если бы директор школы не чувствовала во мне способностей, не доверила бы преподавать в 6—7-х классах. 

Конечно, первые годы было сложно. Но, кстати, я думаю, что мои сегодняшние успехи происходят благодаря преодолению тех трудностей, поскольку приходилось долго и мучительно работать над собой. 

— Как строится в школе работа по русскому языку? И не кажется вам, что одного часа в неделю, отведенного на изучение одного из государственных языков, для старшеклассников недостаточно? 

— Было бы, конечно, хорошо, если бы ввели дополнительные часы, но понимаю, что это маловероятно. С другой стороны, далеко не вся работа ведется во время учебных часов. В Березино около десяти лет назад появился Центр интеллектуального развития детей, подростков и юношества, главная цель которого – развитие личности. И я там работала на общественных началах. Школьных часов не хватало, а желание учиться у ребят было. Чтобы восполнить этот пробел, организовали группу по русскому языку. 

Школьники, помимо уроков, могут посещать факультативы, курсы, а также дополнительные трехчасовые занятия в другое мое и их свободное время. Многие из этих увлеченных ребят, а в числе последних — Таня Миклуш, Света Сушинская и Вика Щетко, неоднократно становились победителями олимпиад. Кстати, эти девочки, избрав некогда своей судьбой русский язык, продолжают заниматься любимым делом. Вика Щетко, например, в прошлом году по результатам республиканской олимпиады стала студенткой БГУ, учится на филологическом факультете. Это особая девочка. Кстати, в том же году она стала лауреатом международной олимпиады по русскому языку. Татьяна Миклуш в позапрошлом году таким же образом стала студенткой этого факультета. А вот ее одноклассница Светлана Сушинская главной победы не взяла, но без труда поступила в Белорусский государственный лингвистический университет и впоследствии будет преподавать русский язык иностранцам. 

— Что или кто помогает вам в достижении высоких целей? 

— Если бы не было поддержки со стороны администрации школы, районного отдела и областного управления образования, наверное, мы бы не добились результатов. В частности, мы обязаны им появлению нашего интеллектуального центра. Кроме того, когда наши воспитанники «засветились» на областных и республиканских олимпиадах, мне неоднократно предоставляли возможность поучаствовать в семинарах, в том числе и за рубежом. Это очень важно с точки зрения обмена опытом, общения с коллегами, посещения аналогичных развивающих центров. 

Ну и, без сомнения, очень важно заниматься самообразованием. Я всегда повторяю это своим коллегам. Кстати, двигателем этого процесса являются сами дети. Заинтересованные дети. Когда у учителя появляются такие ученики, он хочет им многое дать. Кроме того, и сами ребята не сидят без дела. А если они что-то «выкопали», в курсе и учитель. Олимпиадник – это как раз та самая «лопата», которая роет очень глубоко. Это подстегивает, и хочется при общении с этими ребятами тоже быть на уровне. Важно, чтобы они мне доверяли. Если перестанут доверять, результата не будет.

— Не сталкиваетесь с проблемами при поиске необходимой литературы? 

— С ней нет проблем. Многое есть в березинских магазинах, можно оформить заказ на нужную книгу и в библиотеке. А что-то найти через Интернет, который сейчас подключен в школе. Но у меня и моих ребят уже есть добрая традиция: если мы приезжаем в другой город, страну, даже на олимпиаду, обязательно посещаем книжные лавки. Да и сами школьники и их родители, если путешествуют, привозят литературу. 

— То есть родители тоже вас поддерживают? 

— Что вы! Если бы они не поддерживали, ничего бы не было. Все мы вместе с детьми – группа людей, объединенных одними интересами. И неважно, какое место займет ребенок на олимпиаде, если ему интересно – интересно и родителям. А может… просто везло. Кстати, со многими мы поддерживаем отношения. Например, с семьей Миклуш. Старшая сестра Тани Миклуш — олимпиадница, тоже училась у меня. И сейчас их мама, поскольку младшая дочь сейчас учится в третьем классе, высчитывает, попадет девочка ко мне учиться или нет. Говорит, неужели будет еще и третий филолог в семье?! Так что родителям огромное спасибо. 

— Как вы выявляете талантливых ребят? И доводилось ли ошибаться? 

— Один случай из моей жизни, заставил меня по-другому взглянуть на эту проблему. Это было лет 11 назад. Я, образно говоря, поставила крест на одной девочке из социально неблагополучной семьи, рассудив, что там нет условий для развития и роста. В доме ее родителей не было даже телевизора! Но… Когда, приходя к ней домой, помимо заданной литературы, я видела дополнительную, я забрала свои слова назад. А в итоге… эта девочка закончила школу с медалью. И, кстати, благодаря ей в те годы мы вырвались на областной уровень. До этого Березинский район на олимпиадах не особенно блистал. Впоследствии она окончила журфак БГУ и долгое время работала в Белтелерадиокомпании. 

— Поделитесь с коллегами секретами профессионального успеха. 

— Желание учить – первооснова всего. Если говорить о методиках, очень важны элементы развивающего обучения. Не надо строить занятия на зубрежке: я даю знания – ребенок запоминает. Он должен найти ответы сам. Можно подсказать пути поиска, но не более. Кстати, при выборе методики преподавания очень важно, чтобы ее придерживалась вся преподавательская команда. Если каждый из них выберет свою, толку не будет. Коллектив нашей школы – одна большая команда. Может, поэтому и ребята наши сильные. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter