Максим Рыженков: если мы будем идти к Олимпиаде такими темпами, то в Рио станем выглядеть весьма бледно

Олимпиаде нужен счет

До Олимпийских игр в Рио–де–Жанейро 183 дня. Всего ничего, и потому обсуждение перспектив и обстановки в спортивной отрасли, на которую в ближайшие несколько месяцев будет обращено пристальное внимание, началось задолго до того, как на трибуну поднялся главный спикер состоявшейся накануне коллегии министерства Александр Шамко. Основные тезисы доклада министра можно было угадать, просто прогулявшись среди собравшихся в главном зале штаб–квартиры НОК представителей видов спорта. Воспользовавшись нечастой возможностью пообщаться, боксеры, атлеты, пловцы и штангисты обсуждали проблемы, делились надеждами и приходили ко вполне предсказуемому выводу: грядущие Игры имеют все предпосылки стать одними из самых непростых и непредсказуемых в истории белорусского спорта.


Неясным пока остается даже список спортсменов, с которыми стоит связывать надежды в Рио–де–Жанейро. Тем не менее поднявшийся на трибуну министр спорта предпочел ловко обойти подводные камни, призвав консолидироваться и не нагнетать атмосферу.

— Несмотря на трудности, задачи выполняются. В настоящее время белорусскими спортсменами завоевана 81 олимпийская лицензия. Еще в 9 видах спорта отбор будет продолжаться вплоть до июля. При этом в олимпийских видах в минувшем году нашими атлетами было завоевано 12 медалей на чемпионатах мира, а еще 38 попадали в восьмерку сильнейших.

Всего медальный потенциал в Рио, по убеждению Александра Шамко, сохраняют представители 15 видов спорта. Наибольшие шансы на пьедестал в Бразилии просматриваются у гребли на байдарках, стрельбы, прыжках на батуте, легкой атлетики и велоспорта. Запросы представляющих эти виды спортсменов обещают решать в приоритетном порядке и полном объеме. К слову, существующий реестр на нужды 15 наиболее медалеемких и приоритетных видов предписывает направлять 80% бюджета отрасли. Какую отдачу планируют получить руководители от спортсменов, выяснить так и не удалось. Медальный план, в прежние годы неизменно становившийся предметом жарких дискуссий и ориентиром для олимпийцев, в этот раз остался неозвученным.

— Была поставлена задача выступить в Рио не хуже, чем на предыдущих Играх, и мы постараемся сделать все, чтобы спортсмены могли показать свой максимум. Однако стоит понимать, что конкуренция в Бразилии будет очень высокой. Даже Европейские игры в Баку показали, насколько трудно сейчас даются награды. Будем надеяться на лучшее.

«Медальных» цифр избегал и помощник Президента по вопросам спорта и развития туризма Максим Рыженков, однако его оценка ситуации выглядела более приземленной, а поставленные ребром вопросы — весьма актуальными.

— Да, задачи мы вроде бы выполняем, но стоит вспомнить, что в 2012 году у нас в январе было уже 138 лицензий, и если мы будем идти к Олимпиаде такими темпами, то в Рио станем выглядеть весьма бледно.

К слову, от численности лицензий зависят не только медальные шансы, но и общий состав белорусской делегации в Бразилии. И, по словам Рыженкова, недобор по лицензиям может автоматически сократить количество сопровождающих команду медиков, массажистов и прочих специалистов, разместить которых вне Олимпийской деревни будет крайне затруднительно. При этом медицинскому и научному аспекту подготовки в ходе «олимпийских обсуждений» было уделено большое внимание. По словам Александра Шамко, непростая обстановка с допингом в мировом спорте заставляет уделить самое пристальное внимание вопросам научно–методического обеспечения сборных. На фоне рассуждений о количестве проведенных анализов и прочей медицинской статистики особенно актуально звучали слова Рыженкова, напомнившего, что снесенное еще несколько лет назад под реализацию инвестпроекта здание спортивного диспансера так и не было воссоздано (как обещалось изначально) в другом месте: «Учитывая, что естественные резервы человеческого организма в современном спорте высших достижений уже исчерпаны, создание полноценного центра спортивной медицины видится важнейшим вопросом». Говорил Рыженков и о деньгах, которые в белорусском спорте уже не первый год являются предметом жарких споров. Наверняка немало обсуждений вызовет и сумма 2,9 триллиона рублей, которая была потрачена на спорт в минувшем году. Поставить точку в вопросе о целесообразности спортивных расходов Максим Владимирович намерен с помощью самого радикального метода — независимого аудита. По мнению вице–президента НОК, оценка авторитетных специалистов поможет однозначно оценить эффективность вкладываемых в спорт средств и их отдачу, включая экономический эффект от оздоровления нации.

— В мире есть методики, которые могут учесть все аспекты, и я всерьез рассматриваю возможность привлечения одного из ведущих иностранных консалтинговых агентств для реализации этого проекта в Беларуси. Мы должны четко понимать, сколько и зачем мы вкладываем в спорт и какие имеем право требовать результаты.

komashko@sb.by

Советская Белоруссия № 21 (24903). Четверг, 4 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter