Олимпиада от Москвы до Сочи

СССР, Москва, 1980 Московская Олимпиада 1980 года до сих пор во многих странах считается своего рода эталоном проведения мероприятий столь грандиозного масштаба В мае 1974 года на Венской сессии МОК было принято решение, причем с большим перевесом голосов: предоставить право проведения Игр XXII Олимпиады Советскому Союзу. Руководством страны было сделано все возможное, чтобы, даже вопреки бойкоту Олимпиады многими «западными» странами и КНР, олимпийские игры стали всемирным спортивным форумом, полностью отражающим благородные идеалы олимпийского движения.

Впоследствии МОК признал, что такая задача успешно выполнена. Тогдашний президент этого комитета лорд М. Килланин заявил: «Я счастлив, что Олимпийские игры в Москве прошли столь успешно. Они были великолепно организованы».
…В январе 1980-го, за пять месяцев до открытия Игр, руководители США и Великобритании стали оказывать сильнейшее давление на МОК и общественное мнение, стремясь лишить СССР права проводить Олимпиаду. Предлогами для этой кампании стали ввод советских войск в Афганистан и поддержка Москвой вступления вьетнамских войск в полпотовскую Кампучию. Но МОК занял принципиальную позицию: Игры в Москве состоятся, как было решено, а степень готовности Москвы и других советских городов к этой Олимпиаде максимальная.
Но Олимпийские игры принимала не только Москва: парусная регата состоялась в Таллине, а аренами футбольных матчей были стадионы в Ленинграде, Киеве, Минске. В XXII Играх участвовали спортсмены 80 стран: 5283 спортсмена, свыше 2700 тренеров, врачей и официальных лиц. Игры освещали в СМИ 5651 журналист. Соревнования посетили более 5 миллионов человек, а телетрансляции с Олимпиады увидели около двух миллиардов зрителей в 111 странах.
И еще немного статистики: в Москве было установлено 74 олимпийских рекорда и 36 рекордов мировых. Золотые медали получили спортсмены из 25 стран, призерами стали представители 36 национальных команд.
В канун Олимпиады объемы строительства в Москве, в том числе жилищного, побили все прежние советские рекорды. Например, на западе столицы в 1978-1979 годах для проживания участников Московской олимпиады был построен сверхсовременный по тем временам жилой комплекс – Олимпийская деревня. Причем она изначально строилась как жилой микрорайон. Наряду с жилыми домами были построены  поликлиники, магазины, другие объекты социальной инфраструктуры,  концертный зал.
Московские архитекторы предпочли вариант жилых домов, применяемых для массового строительства во второй половине 1970-х годов. Иными словами, Олимпийская деревня была решена как столичный микрорайон из 14–16-этажных жилых строений типовой серии. Характерно, что там же были построены четыре детских сада и две школы.
В канун Олимпиады преображалось, точнее – осовременивалось и метро. На всех его линиях ввели поездную радиоинформацию на русском и английском языках. К услугам пассажиров представлена была схема метрополитена с названиями станций, написанными латинскими буквами, правила пользования метрополитеном на русском и английском языках, справочные телефоны на большинстве  станций. Набрав номер 21, пассажир получал ответ на русском языке, 22 – на английском, 23 – на французском, 24 – на немецком, 25 – на испанском. На большинстве станций внедрили также электронную схему линий, которая предназначалась для указания рационального маршрута следования пассажира и определения средней продолжительности поездки.
А для увеличения провозной способности метрополитена с 1978 года в эксплуатацию были введены вагоны новой модификации: они имели более современный и элегантный внешний вид. Комфорт был создан как для машиниста, так и для пассажиров – вентиляция, люминесцентное освещение, удобные сиденья. К началу Олимпийских игр Московский метрополитен получил от советских заводов свыше 200 таких вагонов. И еще: почти все станции оборудовали электронными часами.
Были приняты и другие «олимпийские» меры: к лету 1980 года из столицы выселили всех девиц «легкого поведения» и бомжей, магазины буквально завалили продуктами и ширпотребом. Даже «капиталистическим». Было снято большинство ограничений на пребывание иностранцев в Москве и на условия их передвижения. Город стал на удивление чистым и с обновленным асфальтом. Подкрашивались не только дома, но даже деревья. А на работу в сферу олимпийского обслуживания принимались только юноши и проверенные по линиям МВД и КГБ женщины.
То же было в Таллине, Киеве, Минске (кстати, аналогичные меры принимались в 1957-м, в период Московского международного фестиваля молодежи).
Характерный в этой связи пример: жителю Курска Владимиру Крутоусу тогда было 16 лет. Он занимался легкой атлетикой и оказался в числе тех, кому поручили нести Олимпийский Огонь: его доставляли в Москву из Греции через Курск. За 10 дней до поступления Огня в этот город «избранных» местных спортсменов поселили в гостинице «Центральная» на местной Красной площади, устроив тренировки.
«Строгого режима не было, – рассказывает Владимир. – Главное, чтобы все были на репетициях передачи Огня. В то время в Курске появились первые признаки «московской цивилизации»: например, нас кормили картофельным пюре из пакетиков с иностранными надписями, раздавали баночки сока и газировки. В том числе советского производства. Этого в Курске никто прежде не видел! А нам, мальчишкам, все заграничное, да и баночное таким вкусным тогда казалось!»
На одной репетиции не обошлось без казуса: тренировались ребята в спортивных костюмах, а когда переоделись в официальную форму, кураторы едва не потеряли дара речи: у одного парня на предплечье увидели татуировку – профиль женщины. Такое было недопустимо, ибо тату тогда порочило советского спортсмена! Начальство заметалось в поисках тонального крема, которого в те годы в Курске было не найти. Посему придумали радикальный и, главное, быстрый способ: смешали муку с какой-то мазью, добавили в эту смесь бежевую гуашь и таким составом загримировали плечо.
Короче, никакой «самодеятельности» в олимпийских делах тогда себе не позволяли. Хотя казусы все же случались.
Председатель общества любителей бега «Меркурий» Борис Кольцов до сих пор хранит факел с надписью «Москва. Олимпиада-1980». Раритет достался ему от курского легкоатлета Виктора Бунака. Б. Кольцов вспоминает: «Когда несли Олимпийский Огонь через нашу область, я был в Москве. Тогда на прилавках появились американские рубашки по 40 копеек: я с радости купил десять штук, надел одну и пошел гулять. Тут полил дождь – чувствую, что-то не так: прикоснусь к рубашке, а на этом месте дыра остается. Оказалось, что они одноразовые, бумажные. Через несколько минут я остался в одних брюках…»
Ну а концертная программа Олимпиады поразила особенно иностранцев. Многие зарубежные СМИ потом отмечали, что «в СССР есть сверхсовременный вид оружия – музыкальный».  Главный акцент был сделан на эстрадных видах искусства, так как большинство иностранцев не знало советскую эстраду. 
Выступления А. Пугачевой. В. Леонтьева, Т. Анциферовой, Кс.  Георгиади, С. Ротару, Ж. Рождественской, М. Кодряну, Р. Рымбаевой, М. Зивере, Т. Мяги, Я. Йолы, А. Куккуле, И. Суручану, Р. Бардзимашвили, А. Басилая, советских рок-, диско- и джазовых коллективов – к Олимпиаде ими был подготовлен сверхсовременный по тем временам репертуар, который «обошелся» без идеологической цензуры, – происходили при аншлаге зарубежных гостей. В том числе дипломатов и бизнесменов. И, естественно, такие концерты существенно  пополнили валютой советскую казну. 
…Но самым запоминающимся творческим шедевром Олимпиады-80 стала финальная сцена на церемонии закрытия Игр. Когда Татьяна Анциферова и Лев Лещенко исполняли песню А. Пахмутовой и А. Добронравова «Расстаемся с Олимпийским Мишкой навсегда», а этот  символ во время исполнения песни улетал со стадиона в Лужниках в небеса, на всех его трибунах зрители плакали. Не стеснялись слез и спортсмены, находившиеся на центральной спортивной арене Лужников в ходе церемонии закрытия Игр. 
«У меня сложилось впечатление, – рассказывал впоследствии спринтер из Эфиопии Телеке Горгис, бронзовый призер Московской Олимпиады, – что все мы сроднились не только с Москвой, но и с Олимпийским Мишкой. Поэтому расставанием с ним, как и с советским гостеприимством, было особенно печальным».    

досье «СВ»

* Сочинский район (район Туапсе – Сочи – Адлер) вошел в состав России на рубеже XVIII–XIX веков. Он  был одним из главных очагов малярии и смежных болезней в европейской России; в 1918–1922 годах этот район принадлежал Грузии.
* Сооружение первых крупных объектов курортно-туристического профиля в районе началось в конце 1920-х годов, а по постановлению Совета народных комиссаров СССР (1935 г.), каждый наркомат должен был построить санаторий, пансионат или дом отдыха в районе Туапсе – Сочи – Адлер. Они и были построены в 1936-1940 и 1947-1952 годах. Даже сегодня эти фонды достигают 70% в общей курортной базе Сочинского района!
* С 1938 года Сочинский район стал курортом всесоюзного значения. А, например, тамошние высокоцелебные грязи и минводы  использовались еще в период обладания этим районом Римской империей!..
* В конце 1930-х годов вблизи Сочи создавалась резервная база советского черноморского ВМФ – прежде всего для подводных лодок, но это было прервано Великой Отечественной войной.
* На начало осени 1942-го намечалась десантная германо-итальянская операция по овладению Сочинским районом: пропуск Турцией ВМС и ВВС Германии и Италии через черноморско-средиземноморские проливы в 1941–1942 годах создал непосредственную угрозу советским войскам на Черноморском побережье РСФСР, в Крыму и Закавказье. Это, в частности, ускорило захват агрессорами Севастополя и Керченского полуострова: именно из Сочи  последним в осажденный Севастополь прорвался в июне 1942-го крейсер «Ташкент». Но осуществленная из Сочи превентивная диверсионная операция против тех десантных сил сорвала захват агрессорами не только Сочинского района, но и всего Черноморского побережья СССР.
* В 1957 году «хрущевское» руководство страны предписало развивать Сочинский район в качестве промышленного – прежде всего с развитыми лесопереработкой и химической промышленностью. Там же планировалось построить торговый порт-дубликат Одесского порта (крупнейшего в Черноморском регионе СССР):  для этого,  в  частности, от Туапсе до российско-абхазской границы были закатаны в асфальт в конце 1950-х – начале 1960-х годов многие местные парки и территории, где издавна были фруктовые, оливковые, лавровые деревья. Реализацию программы приостановили в конце 1964-го, но ущерб Сочинского района в  ценах 1961 года достигал нескольких десятков тысяч рублей.
* Согласно плану реформ, предложенных А.Н.Косыгиным во второй половине 1960-х годов,  для привлечения зарубежных капиталовложений, технологий и дальнейшего развития Сочинского курортного района его (в числе 30 других районов СССР) намечалось объявить особой экономической зоной – наподобие первой такой зоны в портовом городе Гаосюн (на Тайване), созданной в 1965-м. И по аналогии с приморскими районами Южного Китая, граничащими с британским Гонконгом и соседним португальским Макао. Но этот и другие «косыгинские» проекты были отвергнуты…
* Аналогичный проект был предложен  в 1987 году – в рамках программы открытия курортных регионов СССР для зарубежных инвесторов с целью их дальнейшего курортно-туристического развития. Но хаос последних лет существования Советского Союза не позволил осуществить такие планы.
* В 1950–1980-х годах в Сочинском районе отдыхало более 160 тысяч иностранцев  –  из зарубежной Европы, Турции, Китая, Японии, Кубы, Северной Америки. А также – свыше 20 миллионов  граждан СССР, в том числе из Прибалтики, Украины, Средней Азии…
*  На начало  1950-х годов было намечено строительство железной дороги Новороссийск – Геленджик – Туапсе для дополнительного соединения Сочинского района с другими регионами СССР: работала и  ныне работает только одна железная дорога к Сочинскому району – через Кавказские горы в Краснодарском крае. А в середине 1950-х намечалось построить стальную магистраль Майкоп – Сочи, параллельную действующей железной дороге в Сочинский район. Но эти проекты были после 1953 года отвергнуты как несвоевременные. Отклонены такие проекты были и в 1960-х годах.
* В ходе встреч в Пицунде (Абхазия) и Сочи Л.И. Брежнева с президентом Франции Ж. Помпиду (первая половина 1970-х годов) стороны договорились об оказании Францией помощи для преобразования Сочинского района во «Вторую Французскую Ривьеру». После  внезапной кончины Помпиду (1974 г.) этот проект не состоялся.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter