Какой останется в памяти Олимпиада-2020 в Токио?

Олимпиада. Обратный отсчет

2021 год. Токио

«Для МОК было бы проще отменить Игры в Токио, поскольку мы могли положиться на страховые выплаты. Но мы решили не полагаться на страховку, напротив, мы решили вложиться еще больше, чтобы спортсмены смогли принять участие в Олимпиаде. И для этого мы вложили еще 800 млн, для чего нам пришлось брать в банках кредиты», — президент МОК Томас Бах в последние моменты токийской Олимпиады говорил много и охотно. То восторгался прочностью антиковидного пузыря и тем, что положительные тесты на коронавирус сдало всего две сотые процента участников Игр. То переписывал олимпийские рекорды, заявляя, что в Токио хотя бы одну медаль завоевали представители 93 НОК из 205, участвовавших в Олимпиаде, — это на шесть больше предыдущего достижения. То восторженно говорил о надежде, которую спорт во все времена дарил и будет дарить миру.
«Arigato!» — словом «спасибо!» завершилась церемония закрытия Игр. Какими они останутся в памяти?
Завораживающими — в меру. Сенсационными — в меру. Скандальными — тоже в меру, хотя, конечно, только за последние дни мы могли и удивиться, и поразиться, и поспорить. Как спорят до сих пор россияне об итогах состязаний в художественной гимнастике (где команда, которую тренирует Ирина Винер-Усманова, супруга могущественного во всех отношениях Алишера Усманова, осталась без золотых медалей впервые за последнюю четверть века), забывая, что в 2017 году изменения в правилах, по которым стали оценивать «трудность предмета» и «трудность тела», пролоббировала прежде всего сама российская сторона. Как все видят упавшую ленту у Линой Ашрам и не видят страдающее после травмы тело Дины Авериной.

По традиции Олимпиада в Токио оставила после себя несколько скандальных сюжетов, когда в силовых видах спорта некоторые атлеты отказывались выходить на бой или схватку, не желая встречаться даже глазами с противником из враждебной страны. Когда Мурад Алиев, французский боксер азербайджанского происхождения, родившийся, ко всему прочему, в Москве (вот ведь биография с географией!), больше часа отказывался покидать олимпийский ринг, заявляя о том, что его ограбили на глазах у всего мира. А судьи всего лишь засчитали ему «удар соперника головой». Впрочем, из Минска едва ли не самым спорным политически-спортивным эпизодом Игр представляется безумная реакция украинской стороны на вполне себе миролюбивый снимок на пьедестале состязаний прыгуний в высоту — там при весьма драматичных обстоятельствах победила россиянка Мария Ласицкене (у которой в этом году была серьезная травма, она только в последней попытке отобралась в финал; которая больше, чем кто-либо, бился за чистоту спорта и российской легкой атлетики в частности), а ее искренне поздравила ставшая третьей молодая украинка Ярослава Магучих. Когда фото обнимающихся спортсменок растеклось по соцсетям, в Украине началась совершенно оголтелая кампания, вишенкой на торте в которой следует назвать слова замминистра обороны, сравнившего фотографию с информационно-психологической пушкой и пообещавшего провести серьезный разговор с младшим лейтенантом Магучих. Что это? Зачем это? Когда один спортсмен поздравляет другого, стоя на пьедестале, разве это политика? «В ваших негативно критикующих комментариях гораздо больше измены. Вместо того чтобы оставить фотографию только фотографией, именно вы даете выдуманному предательству реальную жизнь», — кричит сумасшедшим хейтерам украинский каратист Станислав Горуна.

Одной из первых с триумфом на Олимпиаде Марию Ласицкене поздравила украинка Ярослава Магучих.

Кстати, о карате. Именно в этом виде спорта, дебютировавшем, к слову, в программе Игр, в последние дни случился эпизод, который в будущем обязательно войдет во все учебники по олимпийской истории — как легендарный эфиоп Абебе Бикила выиграл босиком марафон в Риме-1960, как белорус Иван Едешко в Мюнхене-1972 пасовал на Александра Белова, как в далеком 1968 году в Мехико улетел в XXI век Боб Бимон, а судьям пришлось долго искать длинную рулетку, чтобы замерить его 8.90. Так вот в Токио иранский каратист Саджад Ганджзадеи в ходе финального боя улетел в нокаут, отключился, его даже вынесли с татами на носилках, но когда он очнулся, то узнал, что стал олимпийским чемпионом. Всему виной запрещенный удар Тарека Хамеди из Саудовской Аравии: он метил в голову, а попал в шею.

Тарек Хамеди бьет — Саджад Ганджзадеи падает...

«Arigato!» — говорим мы Токио. Немного грустим. Немного улыбаемся. Огорчаемся, что у белорусов маловато медалей, но признаем силу соперников. Заявляем, что в решающий момент расплескал нервы стрелок Юрий Щербацевич, что проиграл бой жизни ставший боксером газосварщик Влад Смягликов, что чуть-чуть не хватило до медалей нашим стрелкам из лука. И еще, безусловно, с изрядной долей недоумения смотрим в сторону пятиборок, в составе которых на Играх выступали две последние чемпионки мира. Да, они остались вдалеке от пьедестала, но что вы знаете обо всех перипетиях современного пятиборья?! Слышали ли о том, что лидировавшую после фехтования и плавания немку Аннику Шлой напрочь отказался слушаться конь по кличке Святой Мальчик? За конкур Шлой получила 0 баллов, лишилась всех шансов на медали, но теперь после Олимпиады обсуждают даже не показанный опытной спортсменкой результат, а то, как ее тренер (между прочим, дама) била непослушного коня кулаком…

Драма в пятиборье. Анника Шлой плачет. А конь, кажется, ржет.

Токио, мы тебя точно не забудем!

gord@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter