Олимпиада — греческий феномен

Когда в далекой Греции начнутся Олимпийские игры, они надолго окажутся в центре внимания даже тех, кого обычно спорт интересует не в первую очередь. Такова магия этого яркого и захватывающего зрелища. Но какое место занимали олимпиады в жизни древних греков, придумавших эти игры? Как они проходили? И почему эллины вдруг охладели к ним настолько, что возродилась красивая традиция лишь в конце позапрошлого века? Все эти вопросы, договариваясь о встрече, обозреватель «Р» задал известному специалисту по античности, заведующему кафедрой исторического факультета Белгосуниверситета доктору исторических наук Виктору Федосику.
— Виктор Анатольевич, столь масштабные спортивные состязания в древности проводились только в Греции или подобные игры в те времена были обычным явлением и в других странах? — Это греческий феномен. Который был совершенно непонятен иноземцам. Для них казалось невероятным, как можно тратить столько сил и времени лишь ради того, чтобы тебе вручили даже не ценный приз, а простенький венок, и как вообще можно гордиться олимпийской победой – таким незначительным, по их мнению, событием. Тем более они изумлялись тому, что победитель становился героем для своего полиса, его прославляли в стихах, песнях и спектаклях, а лучшие скульпторы считали за честь запечатлеть его в мраморе. Но для Древней Греции эти игры были не просто соревнованиями спортсменов. Они имели глубокий религиозный смысл и важное общественное значение. Греки в середине III века до нашей эры даже изобрели летоисчисление по олимпиадам, которое широко использовалось затем и в римскую эпоху. Интересно, что и «отец церковной истории» Евсевий в своей «Хронике» приводил даты правления древних царей по этой системе и посчитал необходимым дать список победителей игр до 220 года нашей эры, то есть до 249-й Олимпиады. — Думается, что внимание к олимпийским дисциплинам объяснялось и прикладным военным значением спорта. — Безусловно, это так. Гармоничное развитие, к которому стремились афиняне, предполагало обучение мальчиков не только грамоте и искусствам, но и спортивным дисциплинам, которые развивали силу, выносливость и другие качества, необходимые для воина. Хотелось бы в связи с этим напомнить об известном эпизоде, благодаря которому о сражении в Марафонской долине сегодня знают все. Воин, пробежавший после изнурительного многочасового сражения 42 километра, чтобы сообщить о победе, не стал бы героем и не вошел бы в историю, если бы не был прекрасно подготовленным спортсменом. Но мало кто знает, что несколько часов спустя этот же подвиг повторило все десятитысячное греческое войско, совершив марафонский забег, который едва ли превзойден до сего дня по массовости! Геродот свидетельствует, что после того, как греки одержали победу над превосходящим по численности противником и отправили с гонцом весть о победе, они вдруг убедились, что противостояло им не все персидское войско. Большая часть персов двигалась этим временем на кораблях в сторону оставшихся без защиты Афин, рассчитывая, что связанные боем греки ни за что не успеют вернуться в город. И тогда победители, оставив небольшой отряд охранять раненых и военные трофеи, в полном вооружении со всех ног бросились вслед за своим гонцом. И они успели! Подойдя к Афинам и увидев, что на берегу в боевом порядке их невозмутимо дожидается все то же греческое войско, персы были потрясены настолько, что даже не отважились высадиться. Хотя по-прежнему многократно превосходили греков по численности и могли бы, в конце концов, сообразить, что после недавнего боя и беспримерного забега у защитников города едва ли оставались силы для нового сражения. Этот эпизод я привел лишь для того, чтобы было ясно, что в греческом обществе высокая атлетическая подготовка была нормой не только спортивной элиты, радующей зрителей во время Олимпийских игр. — Но вернемся к играм. — Замечу, что это были далеко не единственные массовые состязания. Каждые четыре года проводились также Великие Панафинеи. Они продолжались пять дней и были посвящены богине Афине. Были и другие регулярные соревнования. Но Олимпийские игры, устраиваемые в честь бога Зевса, главы греческих богов, считались главными. Когда были проведены первые из них, точно не известно. В IV веке до нашей эры, по имевшимся на то время сведениям о победителях игр, началом их был определен 776 год до нашей эры. Именно в этом году одержал победу в беге атлет по имени Кореб. Игры всегда начинались на 11-й день после новолуния, ближайшего к летнему солнцестоянию. Точная дата объявлялась за несколько месяцев до начала события. Для этого специальные послы отправлялись не только во все греческие города Балканского полуострова и острова Эгейского моря, но и в Малую Азию, на побережье Черного моря, на юг Италии, в Испанию – всюду, где обосновались греки. Одновременно эти послы объявляли об экехирии, то есть священном перемирии. Это означало, что все военные действия с начала месяца, в который проводились Олимпийские игры, и до их окончания запрещаются. Мало того, по условиям экехирии никто не мог нанести ущерба или даже обиды человеку, который направлялся в Олимпию. Такой поступок считался святотатством, и виновного ожидали штраф и проклятие. — Участником Олимпийских игр мог стать любой грек? — Любой гражданин имел на это право, но уже тогда необходимо было бороться, говоря современным языком, за олимпийскую лицензию. За год до начала игр претенденты вносили свои имена в списки соревнующихся. Приступать к тренировкам они обязаны были не менее чем за 10 месяцев до начала соревнований. Обычно они упражнялись в гимнасии – помещении, предназначенном для физической подготовки. Там же в течение 30 дней проводились и контрольные испытания, победители которых получали заветный пропуск на олимпийский стадион. Без предварительного тестирования к соревнованиям допускались победители прежних Олимпийских игр и известные сильные атлеты. Приехав в Олимпию незадолго до начала соревнований, спортсмены, возложив руку на алтарь Зевса, приносили клятву строго соблюдать правила олимпийских соревнований. Каждый должен был также поклясться, что он не был признан виновным по суду и что он не убийца. По правилам, тот, кто убил соперника в кулачном бою, не получал награды, исключался из числа участников и подвергался большому штрафу. Попытка запугивания или подкупа соперников и судей влекла за собой не только дисквалификацию, но и телесное наказание. Открыто возмущаться решениями судей строжайше запрещалось. Судьи, кстати, тоже клялись перед алтарем судить справедливо и неподкупно. — Что известно о спортивных аренах Древней Греции, и какая обстановка на них царила во время соревнований? — Игры проводились на стадионе неподалеку от храма Зевса. Стадион не сохранился, но, судя по всему, вмещал он около 40 тысяч зрителей, то есть почти столько же, сколько принимал минский стадион «Динамо» до реконструкции перед Московской олимпиадой. Беговая дорожка, правда, была значительно короче – 192,27 метра, то есть один стадий. Атлеты выступали обнаженными. Без одежды были и тренеры, которые наблюдали за стартами из-за специальной ограды. — С чем это было связано? Ведь не ходили же греки обнаженными по улицам. — Предание гласит, что когда-то давно атлеты выступали в набедренных повязках, но один из них потерял одежду во время забега и прибежал первым. Поэтому решили, что таким образом обеспечивается более высокая скорость. — Случай похож на правду. Известно ведь, что в наше время нечто подобное повторилось. После олимпийской победы босоногого эфиопского марафонца Абебе Бекилы, который по бедности с детства бегал по родным горам только так, многие решили, что секрет его успеха в отсутствии обуви и состоит. На следующих Олимпийских играх босыми бежали марафон уже десятки спортсменов. Эфиоп же, устыдившись своей босоногости, на сей раз обулся. И опять победил. — Да, не исключено, что случай с тем древним греком не придуман. Что же касается тренеров, то на этот счет есть другая легенда, согласно которой мать одного из бегунов, чтобы увидеть победу сына, переоделась тренером, пробралась на стадион и устроилась среди зрителей. Сын действительно победил, но мать так бурно радовалась, что растеряла почти все свое одеяние. После этого, чтобы конфуз не повторился, тренеров раздели и усадили отдельно от зрителей. — А что, женщинам действительно нельзя было находиться на стадионе? — Да, но, уточним, замужним женщинам. И дело не в том, что там бегали голые мужчины. Любые общественные мероприятия не касались семейных женщин, которые должны были целиком посвящать себя домашним заботам. Девушкам же вход был открыт. Они даже состязались в беге, но на меньшей дистанции. Единственная женщина, которой разрешалось присутствовать на стадионе, была жрица богини Деметры. — Итак, Олимпийские игры начинаются. С какого вида спорта? — Вообще-то, начинались они не соревнованиями. Первый день был полностью посвящен религиозным церемониям. Главными из них были жертвоприношения богам. Жертвы, обилие которых зависело от средств и набожности жертвователей, приносили как частные лица, так и официальные делегации полисов. Это могли быть и горсть фимиама, и сотня быков. В этот день над священной рощей повсеместно вздымались густые клубы дыма от горящего мяса и костей жертв. А вот на следующий день зрители спешили на стадион еще до рассвета, чтобы занять лучшие места. И первым состязанием, которое они наблюдали, был бег на один стадий. Атлеты, собравшиеся возле статуи Зевса, изготовленной – интересная деталь – на деньги от штрафов с нарушителей правил, вступали в особый крытый вход на стадион. По крику глашатая они выходили на арену, и он по очереди объявлял имя каждого, а также полис, который они представляют. При этом зрителей спрашивали, нет ли у них возражений против участия этого атлета в соревнованиях. Если кто-либо заявлял о недостойном поведении бегуна или доказывал, что он не является гражданином своего полиса (подставные члены команды встречались, как видим, и тогда), то спортсмена отстраняли от соревнований. Затем участники жребием распределялись на четверки, каждая из которых совершала забег. Победители выходили в финал, где и определялся олимпийский чемпион – олимпионик. Потом следовали состязания в беге на более длинные дистанции. Проводились соревнования в беге с оружием, в воинской амуниции. Самым захватывающим видом был бег ночью с факелами. Большой популярностью пользовалась борьба, причем победа присуждалась тому, кто укладывал соперника на лопатки трижды. Азартным зрелищем был панкратион – кулачный бой с элементами борьбы. Наиболее сложным видом считалось пятиборье, включавшее в себя прыжки в длину с гирями в руках, метание дротика в цель и диска на дальность, а также бег и борьбу. Скачки проходили отдельно – на ипподроме. Состязались колесницы, запряженные четверками коней, парами, четверками жеребят. Устраивались также верховые скачки. После соревнований взрослых состязались юноши. Кстати, что интересно, победителем в соревнованиях колесниц считался владелец коней и колесницы, а вовсе не возничий, который, надо заметить, очень рисковал во время гонки. Лошади скакали до столба, который надо было как можно быстрее обогнуть, затем снова по прямой до второго столба – и так 12 раз. На повороте повозки часто сталкивались, переворачивались, и, чтобы не погибнуть под копытами или, запутавшись в поводьях, возница держал наготове нож, чтобы мгновенно освободиться от пут и выбраться из свалки. — Кроме славы, победителю действительно ничего не доставалось? — В Олимпии победитель купался в славе, и этого триумфа ему было достаточно. На родине же олимпионика ждали еще более восторженный прием, а также множество привилегий, которые очень облегчали жизнь. Но привилегии все же не были целью атлетов. Гораздо важнее было ощутить себя триумфатором и прославить свой полис. Не надо забывать и то, что победа посвящалась Зевсу, а древние греки были очень религиозны. — И несмотря на это, Олимпийские игры ими были забыты. Почему? — Мы как раз говорили о религии. Вот она-то и стала причиной заката олимпийских традиций в древности. Когда возникло христианство, его приверженцы избегали общественных зрелищ. Они осуждали их, в том числе и спортивные игры, ибо там приносились жертвы идолам, то есть языческим богам. А христиане отвергали любые жертвоприношения, признавая лишь смерть Иисуса Христа на кресте как жертву за всех людей. Это уже потом проповедники новой религии стали утверждать, что, например, безнравственно возлежать мужчине на мужчине, имея в виду состязания по борьбе, или негоже одному человеку уродовать лицо другого в кулачном бою, ибо образ человека дан ему Богом и так далее. Но основой неприятия древней традиции была все же неразрывная связь таких зрелищ с поклонением языческим богам. И как только при императоре Феодосии Великом христианство стало единственной государственной религией Римской империи, Олимпийские игры тотчас были запрещены. Произошло это в 394 году нашей эры.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...