Источник: Знамя юности
Знамя юности

Ольга Ломоносова: свадьба — дело затратное, а у нас сейчас ремонт!

Мы встретились с Ольгой в Нижнем Новгороде, где они с мужем — режиссером Павлом Сафоновым провели несколько дней на фестивале «Горький Fest». Прогулявшись по городу, мы поговорили о творческом тандеме с мужем, многодетном материнстве и ремонте в новой квартире.

Как часто вам удается вот так вдвоем, без детей, куда‑то уезжать? Где были последний раз?

— Редко, мы очень привязаны к детям. И даже мысли не возникает, что можно куда‑то поехать без них. Сама я очень много езжу, летаю по работе — гастроли, съемки, а вот побыть с Пашей вдвоем у нас крайне редко получается. Нам тут коллеги на фестивале так и сказали: «Ребята, расслабьтесь и отдыхайте, просто побудьте вдвоем!» После рождения сына Феди мы точно за два года еще ни разу вдвоем нигде не были.

— А с детьми? Как вы распланировали им эти летние каникулы?

— С детьми мы только что вернулись с отдыха. Потому и позволили себе такую роскошь — устроить мини-отпуск на двоих после 20 дней отдыха всей семьей в Литве, в Паланге. Помню, на следующий день по возвращении в Москву давали постановку Роберта Лепажа в рамках Чеховского театрального фестиваля. Спектакль шел семь часов, и все это время я мучилась и говорила: «Может быть, пойдем домой, к детям?» Нелли Уварова, которая сидела рядом, восклицала: «Оля, ты только что с ними была непрерывно три недели! Посмотри спектакль!» А у меня сильнейшая зависимость от них, все время скучаю, думаю, как там моя банда. Хотя, когда долго находишься с детьми, мысли прямо противоположные: «Ох, надо бы уже отдохнуть от них». А только стоит расстаться, сразу же начинаешь тосковать. Это и есть любовь!

— С кем сейчас наследники?

— С моей мамой. Моя грандиозная мама героически сказала: «Конечно, поезжайте!», хотя, мы сейчас без няни. Находимся в поиске своего человека. В основном, конечно, няня нужна Феде, так как он еще не ходит в садик. Причем, Федя обожает быть в коллективе, общаться с людьми, со старшими сестрами ему скучать некогда.

— В августе еще планируете куда‑то поехать?

— Нет, у меня много работы, да и у Паши тоже. К тому же сейчас у нас в квартире идет ремонт, и мы пока живем за городом в бане (смеется). Сняли баньку в Подмосковье, и дети сейчас там, на свежем воздухе с моей мамой. Так получается, что нам сейчас в Москве жить негде. В конце прошлого года мы переехали в новую квартиру, не делая в ней ремонта. Просто освежили стены и прожили в ней полгода. Но потом стало понятно, что ремонт необходим. И мы, закрыв глаза, его начали, рабочие обещают к первому сентября закончить. Помимо ремонта, мы еще делаем перепланировку — из трехкомнатной квартиры четырехкомнатную. Поскольку наша старшая Варвара будет теперь жить в отдельной комнате. Средняя Саша попроще относится к теме личного пространства, хотя хорошо бы, конечно, было и им с Федором иметь отдельные комнаты. Сын еще маленький, а вот Саша вполне бы могла топнуть ногой и потребовать, но она умница, спокойно согласилась делить комнату с младшим братом.

Старшая дочка — 12-летняя Варя — увлекается балетом

— Как у детей отношения между собой складываются — любовь-любовь, или могут и войну устроить?

— Ой, всякое бывает, и девчонки могут между собой воевать. Наверное, это отчасти и недостаток правильного воспитания. Я восхищаюсь семьями, где братья и сестры друг за друга горой стоят, любят безоглядно, выгораживают перед родителями. У нас такого нет, к сожалению. Старшая Варя уже подросток, ей хочется уединения, личного пространства. Когда ей интересно с младшими общаться, она это делает. Но может и рассердиться, потребовать, чтобы ее оставили в покое: «Можно я просто почитаю?! Не надо меня трогать».

— Значит, этим летом вы загородные жители?

— Можно сказать и так, хотя, мы с Пашей живем в последнее время везде, где получается. Сейчас вот детей оставили маме, а сами ночевали у моей подруги. И в Нижний Новгород приехали, потому что нам ночевать негде! (Смеется.) Слоняемся туда-сюда. Вернемся и перевезем детей на дачу, а сами тогда будем оставаться у мамы.


Главные роли в театре и в жизни

— Вы с Пашей — пример гармоничного союза не только в жизни, но и на сцене. «Я не знаю, что такое работать не с мужем, очень хочу попробовать на себе другую режиссуру, но пока не получается», — говорили вы мне в интервью пять лет назад. Что‑то изменилось с тех пор?

— Да, многое изменилось, и теперь я знаю, как работать не с мужем. Я ввелась в спектакль в «Театре.doc» «Штирлиц идет по коридору» режиссера Лены Шевченко, вместо Маши Машковой, которая теперь живет в Америке. Мне очень нравится работать с Леной, нравится сам спектакль и моя роль. Замечательная пьеса Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева». Плюс, после этого я выпустила спектакль «Загадочные вариации» с Владимиром Владимировичем Мирзоевым (а мы не работали с моего студенчества, когда выпускали «Король Лир» в театре Вахтангова). Хотя мне это очень непросто далось.

— С Пашей легче было работать, комфортнее?

— Выпуская с Пашей недавно «Платонова» в Театре сатиры, я тоже выкрутила ему руки. И комфортно — не всегда хорошо для работы. Мне очень хотелось чего‑то нового, и я добилась в «Платонове» роли генеральши. Хотя даже Александр Ширвиндт хотел, чтобы я играла Софью. А я уперлась и сказала, что уже выросла и хочу сыграть что‑то более брутальное. И помучила там всех хорошо… Но в итоге получила номинацию на премию «Театрала», так что все было не напрасно.

— А как Паша оценивает ваши работы с другими режиссерами?

— Мне было очень важно, чтобы он пришел посмотреть «Штирлица». На первом моем показе он не смог быть, так как ставил в это время спектакль в Петербурге. А на следующий приехал, и для меня его слова одобрения — высшая похвала. Паша признался, что дико волновался за меня, но в итоге увидел совсем другими глазами, что было для меня очень важно. Но дальше я планирую сделать паузу с театром, ничего нового пока не брать — слишком много спектаклей уже. Конец сезона был для меня очень сложным: «Платонов» идет в «Сатире» три раза в месяц, в театре на Малой Бронной еще пять спектаклей — «Сирано», «Валентинов день», «Старший сын», «Вариации», «Оркестр», плюс «Штирлиц» и «Кармен» с Юрием Башметом. Учитывая, что везде главные роли, считаю, что пока достаточно. Тем более сын Федя в том возрасте, когда дети очень быстро растут и меняются. И хочется, успеть все этапы прожить вместе с ним.

— Взрастив двух старших дочерей, что можете сказать про воспитание мальчика?

— Это совсем другая планета! Когда Федя подходит и обнимает меня, говорит «Мамуся», я просто млею до обмороков (смеется). Девочки в два года уже говорили, складывали предложения. Сын пока произносит лишь отдельные слова. Вот сегодня утром девочки позвонили и сказали, что Федя сказал «Спасибо». Причем на отдыхе в Литве он научился говорить «ачо» — спасибо по‑литовски. Но при этом Федю все понимают — он всегда найдет, как показать, что ему нужно, и, возможно, поэтому сын не считает нужным много говорить.

— Узнаете в нем себя?

— Да, Федя очень на меня похож! Саша у нас папина дочка, Варя — моя, и Федя, скорее, мой — блондин с огромными голубыми глазами, но более круглолицый. Больше всего на сегодняшний день он любит машинки, но произнести их названия — мерседес, фольксваген и так далее — ему пока сложно. Единственное, что выучил — киа, и был в полном восторге! Он у нас настоящий маленький мужчина, пацан с характером, улыбчивый и совсем не плакса. Нас даже на отдыхе спросили: «А он вообще, когда‑нибудь плачет?»

— Как вам все‑таки удается, с вашим графиком, находить время на семью?

— Мне кажется, что пока за меня что‑то решают на небесах. Случаются периоды, когда я завалена работой, а потом даются моменты на отдых, побыть дома, все довольно удачно уравновешивается. Я родила Федора, чуть‑чуть доснялась в сериале «Лучше, чем люди» и все — больше пока не снималась. Паша как раз уехал на три месяца в Питер ставить спектакль, а я все время посвящала детям. И потом гордилась собой — какая я молодец, одна отлично справлялась с тремя детьми, один из которых грудничок! Единственное, буквально на десятый день после рождения Феди мне пришлось выйти на сцену и сыграть «Сирано» на Малой Бронной. Хотя делать этого было нельзя, сил не было совершенно, ноги ватные, голос не «летел»… Но была предварительная договоренность, и я не могла подвести людей. Надеялась, что Федя родится раньше — мальчики обычно долго не «сидят», а он просидел дольше всех, не ходил выходить. В итоге я в том спектакле очень сильно надорвалась и долго болела.

— Федю, так же, как и Сашу, кормили до двух лет?

— Да, это было мне в удовольствие. И потом, я понимала — будет ли у меня четвертый ребенок? Не уверена… Хотелось насладиться этим счастьем. Хотя многие мои подруги говорили: «Ты сошла с ума! Мальчика кормить после года?!» А я считаю, это счастье для женщины.

— Какой системы воспитания вы придерживаетесь в своей семье?

Средней дочке Саше восемь лет
— В нашей семье злой полицейский все‑таки я, несмотря на то, что Паша очень эмоциональный и вспыльчивый родитель. Но он как вспыхивает, так же быстро и затухает и идет просить прощения. Я тоже человек эмоциональный и могу не выдержать, порой меня начинает трясти от того, что моя дочь-подросток «сама все знает» и достучаться до нее просто невозможно. У Вари подростковый период проявляет себя во всей красе, и с Пашей у них порой такие битвы случаются! Иногда мне случается вмешиваться и растаскивать всех по комнатам. Поскольку Паше приходится много работать с очень непростыми звездными персонами, то всю свою дипломатию он оставляет на работе — в общении с директорами театров, худруками, продюсерами, артистами. Будучи мегаответственным режиссером, он дико устает на работе (ходит на все свои спектакли много лет!) и дома может просто не сдержаться.

— Вы сами с детства серьезно занимались гимнастикой и балетом, а Варвару и Александру в спорт не отдавали?

— Ох, у нас сейчас дома чуть ли не катастрофа разразилась — Варя серьезно увлеклась балетом. Поскольку она моей внешности — красивые ноги, подъем, есть все данные, я еще раньше отдавала ее в художественную гимнастику, но не пошло. Потом пошли на подготовишку в хореографическую академию, исключительно для того, чтобы выровнять спину — она стала сутулиться. Варя там отучилась, но поступать и не думала, так как считала, что все равно не поступит. Она видела, какие одержимые профессией девочки там занимаются, и понимала, что ей таких страданий совсем не хочется. Но вот исполнилось ребенку 12 лет, и произошла полная трансформация — теперь она обожает классический балет. Я все пытаюсь и никак не могу понять, когда случился тот переломный момент?.. Сейчас Варя готова уже на любые жертвы, растягивается целыми днями, разрабатывает подъем, подписана в соцсетях на всех балерин, более того — взяла и сама подала документы в хореографическое училище. Хотя ей уже 12 лет и это крайне поздно, туда набирают десятилетних детей. Я ей сказала: «Хочешь — пробуй. Но я палец о палец не ударю, чтобы ты туда поступила». Дочь была готова сесть в класс на два года младше, где будет самой крупной и высокой. А я помню свой стресс в балетном училище, когда на занятиях к тебе не подходит ни один мальчик, потому что ты большая и тяжелая. Мальчики выбирали маленьких и худеньких. В итоге Варя пошла поступать и, естественно, не поступила. Стала выбирать, куда еще можно пойти учиться этой профессии. Я ее просто умоляла: «Доченька, пойми, что у тебя будет пролет в общеобразовательной школе в целых два года! Мы это никогда не наверстаем, и это будет катастрофой! И где ты будешь потом работать?» Отвечала уверенно: «В Большом театре или Мариинском!» Сейчас она поступила в частную балетную школу Кати Шипулиной, заставила меня недавно разучить с ней вариацию из балета «Эсмеральда», плюс ходит в танцевальную школу «Вдохновение». Но, слава богу, путем долгих семейных обсуждений и моего внушения, она смирилась с тем, что не поступит в профессиональную школу балета.

Суповой набор, а не ребенок

— Вы всегда хотели иметь много детей?

— Ну, как минимум двоих я точно всегда хотела. Но был момент отчаяния, когда я уже думала, что никогда не смогу родить. С первым мужем у нас не было детей, и помню, я даже батюшке говорила: «Мне уже 26 лет, а у меня нет детей. Что мне делать?» Он успокаивал: «Ну, не всем же иметь детей». Я даже думала, что смогу усыновить кого‑то, так сильно мне хотелось малыша. После двух дочек, сын был очень желанным, но при этом совершенно неожиданным! Я тогда жила в невероятном цейтноте, на меня свалилось море работы, носилась между Москвой и Питером. Но мысленно я давала себе установку, что к сорока годам должна родить третьего ребенка, очень хотела мальчика. В итоге родила Федю в 39.

— А почему назвали Федором?

– Мысленно я давала себе установку, что к сорока годам должна родить третьего ребенка, очень хотела мальчика
— Во-первых, мне просто очень нравится это имя. А во‑вторых, большую роль тут сыграл Теодор Курентзис, которого я обожаю. Когда я уже была на сносях, у меня долгое время были тренировочные схватки, казалось, что я вот-вот рожу. А мне очень хотелось сходить на концерт Теодора в Москве, и я с Федей стала договариваться: «Дай мне, пожалуйста, послушать Курентзиса, а потом хоть на следующий день можешь родиться». И это был какой‑то невероятный, космический концерт, я пребывала в состоянии счастья. Так что имя Теодор — он же Федор — повлияло на выбор. Дети даже стали шутить, что Федя будет дирижером. А сынок тем временем так и не желал рождаться, потому я много гуляла, проходила десятки километров, чтобы ускорить процесс. И как‑то зашла в храм, стою около иконы, и ко мне подошла женщина, служащая храма, сняла маленькую иконку с большой иконы и протянула мне: «Это вам в помощь». Это оказалась Федоровская Божья матерь. Для меня это решило все, я поняла, что он Федор и никто другой.

— С третьим ребенком, наверное, все было легко и понятно?

— Как раз нет. Каждый раз я сильно переживаю из‑за того, что у меня мало молока, несмотря на то, что кормлю каждого ребенка до двух лет. Но мне дается это очень сложно. Федя все время недоедал, постоянно висел на груди. Я привезла его к остеопату, а он воскликнул: «Имей совесть, это же суповой набор, а не ребенок! Надо докармливать!»

— Паша, наверное, уже представляет, какие у них с Федором будут совместные увлечения. Ведь теперь он не один в женском царстве…

— Да, он счастлив. Но при этом Паша переживал, говорил: «Я знаю, что делать с девочками, а что с мальчиком?» Но именно он купал Федю в ванной, я боялась этого ужасно. Благодаря Паше я смогла досняться в «Больше, чем люди» сразу после рождения Феди. Репетируя спектакль в Ленкоме, он приезжал ко мне на съемочную площадку и все время был с малышом, стал ему второй мамой. Никто не мог совладать с Федей, а Паша умел его убаюкать песнями — военными, старорусскими. Гулял с ним с зонтом под снегом и дождем (в том году в мае пошел снег), пока мы заканчивали съемки. Федя Пашу просто обожает, все время его ищет: «Где папа?» Сейчас Паша уже выбирает, в какой спорт мы Федю будем отдавать. Сын у нас блондинистый, а они обычно субтильные, худощавые, и им спорт в жизни необходим. Я предлагаю занятия ушу, на что Паша в ужасе машет руками.

— В этом году 15 лет, как вы с Пашей вместе. Не надумали‑таки сыграть свадьбу — не для себя, так для детей?

— Был момент, когда Варвара нас спрашивала: «Почему вы не поженитесь?». А потом перестала. Ну и мы как‑то не возвращались к этой теме. Хотя нет, Паша говорил пару раз, почему бы нам не пожениться… Но мне кажется, что тогда это должно быть что‑то совсем необычное, сказочное… Чтобы в памяти у детей осталось навсегда. Только вот свадьба — дело затратное, а у нас сейчас ремонт! (Смеется.) Но я задумалась над вашими словами…
Ольга ЛОМОНОСОВА

Родилась: 18 мая 1978 года в Донецке

Семья: муж актер и режиссер Павел Сафонов, дочь Варвара (12 лет), дочь Александра (8 лет), сын Федор (2 года)

Образование: Театральный институт имени Бориса Щукина 

Карьера: известность получила после роли Киры Воропаевой в сериале «Не родись красивой». Снялась более чем в 50 фильмах и сериалах, среди которых «Ночные сестры», «Дежурный ангел», «Зверобой», «Бабье царство», «Косатка», «Лучше, чем люди» и других
Лика БРАГИНА, ООО «ТН-Волгоград» (специально для «ЗН»), фото автора и instagram.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter