Ольга Аросева

Актеры советского кино
Завтра на канале СТВ в 12.30 смотрите фильм «Все для вас»

Ах, «Кабачок», кабачок, кабачок!.. «13 стульев». Паны и паненки. Смешно и немного нелепо, а оттого еще более смешно...

В 1970–х несравненная пани Моника, она же Ольга Аросева, тактично дала понять советским женщинам, что шляпок в дамском гардеробе должно быть много! Актриса, можно сказать, совершила культурную революцию в телевизионном эфире под шумок популярности. Сейчас, когда смотришь кадры из фильма, замечаешь: на фоне черно–белого экрана и таких же советских газет ее наряды могли конкурировать с гардеробом Жаклин Кеннеди. Но кто об этом знал тогда?

А главное, ее пани Моника убедила советских зрителей: кокетливая женщина — нормальное явление в любом обществе, а женщина–шпалоукладчица — аномалия.

«В то время, когда «на телевидении в полном цвету бушевал «Кабачок «13 стульев», люди стонали от встречи с живыми панами и панночками, в стране увеличивались удои молока, и, как писали крестьяне пани Монике, от одного звука ее голоса куры несли «золотые яйца». Это цитата из книги актрисы Т.Егоровой.

Сегодня Ольга Александровна Аросева гордится тем, что была знакома с Александром Таировым и Алисой Коонен, Роменом Ролланом, Анной Ахматовой и Ольгой Берггольц... Летом живет на даче, любит готовить изысканные блюда, составляет книги кулинарных рецептов и, к слову, редко жалуется на жизнь. А мы бесконечно восхищаемся ее жизнелюбием. И не только этим качеством.

Пару лет тому назад на экраны вышел телеспектакль по пьесе Петра Гладилина «Афинские вечера». В нем стильная аристократка Ростопчина — Аросева говорит своему партнеру Льву Дурову: «В юности я была знакома с Молотовым». Выясняется, что этот факт драматург взял–таки из биографии актрисы.

Вообще, удачно созданный образ бабушки созвучен судьбе актрисы: «Петя Гладилин писал эту роль для меня. По моей просьбе. Мы о многом говорили, я рассказывала ему про своих теток... Я знала много таких людей, как Ростопчина, — из хорошего рода, умеющих быть изысканными, говорить по–французски и в то же время — вернувшихся из ссылки, способных послать матом... Этот образ мне дорог, интересен, он выношен мною», — признавалась Ольга Александровна.

Хотя большинству кинозрителей, конечно же, запомнилась ее опереточная роль — советская колхозница Парася Никаноровна из кинокомедии «Трембита». Кстати, героиня Ольги Александровны очень органично смотрится и на деревенском подворье с перевернутыми кувшинами на заборе. Рисунок роли сделан с юмором и мастерски! На этот раз — без шляпки.

У человека с таким необыкновенным детством не могло быть неинтересной судьбы. Когда она родилась, ее отец дал имя — Варвара. Но мать актрисы почему–то попросила переписать метрические данные, подарив дочери свое имя — Ольга. И уже через несколько дней семья с новорожденной уехала в Париж. Кроме маленькой Оли, в семье были еще две дочери: старшая Наталья и средняя Лена. Потом была служба отца в посольстве в Швеции, Чехословакии.

О жизни в Праге Ольга Александровна рассказывает часто. «С Прагой у меня связано очень много впечатлений: первое посещение театра, который произвел на меня неизгладимое впечатление. Именно там я посмотрела «Трехгрошовую оперу». Именно в Праге у меня были первые попытки актерства, я не упускала ни одного случая выступить на посольских вечерах — на немецком языке пела арию Полли. Причем даже костюмы себе мастерила! Однажды мы с подружкой, следуя фабуле «Трехгрошовой оперы», одевшись на манер нищих, пошли в городской парк просить милостыню.

Для нас это была игра и ничего больше, а наутро разразился скандал, потому что в газетах написали, что дочь советского посла стоит в парке, поет и просит милостыню. Отец был в неописуемом ужасе от моего поступка».

Кстати, там же, в Праге, из семьи Аросева ушла жена. Банальная история: она полюбила другого «замечательного человека Михаила Алексеевича Лобанова, заместителя начальника Главрыбтары».

Наверное, отец Оли старался делать многое для дочерей, чтобы они не чувствовали себя брошенными. Известно, что на посольских приемах Ольга Александровна часто читала стихи русских поэтов, а иногда вдруг начинала пародировать кого–нибудь из присутствовавших. И ей сходило с рук!

В 1933 году Аросевы вернулись в Москву, поселились в знаменитом доме на набережной Серафимовича. Новая жена отца — чешская балерина и общий сын Дима поселились в квартире напротив. Но главное, девочки могли бывать у матери, у которой во втором браке тоже родился ребенок — дочка Галочка...

Однако в 1937 году государственный чиновник Александр Аросев сам пришел к Ежову, которого знал еще с гражданской войны, как пишут, «просто объясниться». И больше его никто не видел. В 1955 году актриса получила типичную на то время справку о посмертной реабилитации отца: «ввиду отсутствия состава преступления». И только в 1997 году актриса впервые увидела «дело». Отец был расстрелян в 1938 году. К «делу» были приложены письма Сталину и в каждом — просьба: он просил не трогать своих маленьких детей, дать им возможность получить образование. Сталин преследовал ее даже после cвоей смерти...

После ареста отца сестры перебрались к матери. Надо сказать, что в новой семье отношения между домочадцами сложились сразу. Но дальше была война, смерть отчима, учеба в цирковом училище.

Случайный и удачный показ Акимову — режиссеру ленинградского Театра комедии — изменил жизнь будущей актрисы. После войны Ольга Александровна уезжает из Москвы в Ленинград.

Правда, когда через четыре года Акимова объявили «космополитом и формалистом», она и еще актер Борис Смирнов не подписали заявления о желательной расправе над Акимовым со стороны театра. Тогда же ей и посоветовали умные люди вернуться в Москву.

Конечно же, в ее новой московской жизни случилась любовь, последовал брак с актером Юрием Хлопецким. И беременность, которая едва не закончилась трагедией: Аросева в день похорон Сталина попала в жуткую давку на Цветном бульваре... Ребенка спасти не удалось.

За свою яркую творческую жизнь Ольга Александровна снялась в полусотне фильмов. Более 50 лет служит в одном Театре сатиры. На ее долю выпало немало испытаний. Однако, как мы знаем из телевизионных программ, она умеет рассказать о прожитом с юмором.

Умеет очаровывать всех, кто «пересекся» с ней во времени. «Я не могу долго пребывать в горе, унывать. Ведь жизнь так прекрасна, да и смерть не есть что–то противоестественное. Значит, не стоит заранее огорчаться, лучше улыбаться каждому новому дню и во всем находить что–нибудь приятное для себя и близких».

Справка «СБ»

Ольга Аросева родилась 21 декабря 1925 года в Москве. Ее отец — Александр Яковлевич Аросев — известный большевик, один из руководителей московского революционного движения; потом крупный советский дипломат, работавший в Париже с Красиным; посол, полномочный представитель СССР в Литве, Латвии, Швеции, Чехословакии.

Начала работать в ленинградском Театре комедии с режиссером Николаем Акимовым и Евгением Щварцем. В настоящее время — актриса московского Театра сатиры. Написала книгу «Без грима», в которой умудрилась никого не оскорбить.


Встреча со Сталиным

«В 1935 году на авиационном параде в Тушино состоялась моя «историческая» встреча со Сталиным. Мы стояли прямо на летном поле, но из–за спин впереди стоящих членов правительства ничего не могли разглядеть.

И вдруг я услышала голос с сильным кавказским акцентом: «Что же вы, большие, встали, а маленьким девочкам ничего не видно?» Он взял за руку и провел в первый ряд. Помню, что обращался к нам с сестрой на «вы» и мне подарил букет, который ему преподнесла парашютистка.

У Сталина, видимо, в тот день было хорошее настроение, он охотно разговаривал, а в довершение этого, узнав, что я родилась 21 декабря, сказал, что у нас с ним день рождения в один день, и предложил отпраздновать вместе.

Самое смешное в том, что я не забыла о его приглашении, и когда наступило 21 декабря, ничего не сказав отцу, купила красивый цветок в горшке, красиво его упаковала и отправилась в Кремль. У ворот меня, естественно, остановила охрана и на мои объяснения, что я пришла к Иосифу Виссарионовичу, страшно переполошилась, начала куда–то звонить. Потом с улыбкой мне объяснили, что товарищ Сталин очень занят и не может встретиться со мной, но подарок они ему передадут».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter