Олег Стриженов

Актеры советского кино

Сегодня на Первом канале в 12.15 смотрите классику советского кинематографа — «Сорок первый»


Это знаковое, по–хорошему самопальное кино снял в 1956 году известный советский режиссер Григорий Чухрай. Сегодня эту ленту, очевидно, отнесли бы к разряду «малобюджетное кино»: в кадре работают два персонажа, главная «картинка» — берег моря. Пожалуй, и все. Но.


Сюжет картины — мама, не горюй! Что называется, на все времена. Где–то в песках Средней Азии в отряде красноармейцев служит единственная женщина–снайпер красавица Марютка. На ее боевом счету сорок убитых вражеских солдат. И вот однажды после успешной операции они взяли в плен белогвардейского поручика. Собственно, он и должен был стать сорок первым на смертном счету снайперши. Сквозное действие картины плавно «вытекает», извините, в сквозное пулевое отверстие...


Утонченного в манерах, образованного поручика изумительно сыграл Олег Стриженов, а «киллера» — зеленоглазая дебютантка Изольда Извицкая. Словом, после этой ленты Стриженов закрепил свою популярность в кино, а Извицкая проснулась, как говорят в таких случаях, ну просто мегазнаменитой.


Для эмоционального ряда проведу параллель: подобное чувство непоправимости момента испытываешь, когда переживаешь, скажем, за героев Клинта Иствуда и Мэрил Стрип в фильме «Мосты округа Мэдисон». Правда, там нет войны, но автор романа Роберт Уоллер придумал достойную историю тоже короткого знакомства и любви Франчески, замужней фермерши из Айовы, и Роберта — фотожурналиста. Кажется, такую прозу пишут только раз в жизни: персонажи отказались от любви, но при этом они были счастливы. Их переполняет чувство долга (кстати, это дурацкое чувство, скажу я вам, испортило не одну жизнь), герои нашли силы сохранить прежний уклад жизни во имя родных. Марютка в «Сорок первом» тоже исполнила свой долг согласно идеологии. Гражданский долг.


Да, теперь об определении «самопальное кино». Фильм снят по замечательной повести Бориса Лавренева и появился на экране благодаря дерзкой по тем временам несгибаемости режиссера!  Хотя сейчас выясняется, что Чухрай и не скрывал — главной задачей фильма было не обличение врага, а показ бессмысленности войны.


«Самопальство» режиссера проявлялось во всем: вместо Екатерины Савиновой и Юрия Яковлева, которых собирались снимать в главных ролях, на съемочной площадке вдруг появились обаяшка блондин Олег Стриженов и «темная лошадка» с каштановыми волосами Изольда Извицкая. Мало того, когда фильм наконец был снят, то оказалось, что симпатии советских зрителей были безоговорочно отданы классовому врагу — белогвардейцу! Но об этом, вы понимаете, вслух не говорилось и не писалось. Советские фильмы, посвященные событиям гражданской войны, тогда «звучали» в унисон с лозунгами о построении светлого будущего в СССР. И они, безусловно, несли иные идеологические задачи.


А вот в Марселе во время демонстрации картины «Сорок первый» зрители даже аплодировали, в зале было много белоэмигрантов, которые позже, говорят, завалили Стриженова и Извицкую цветами. И как вспоминал актер, кричали вдогонку: «Целуйте Родину, целуйте нашу землю». Грустно, конечно, но факт.


Ну и самое главное: кинодрама «Сорок первый» покорила жюри Каннского кинофестиваля, в 1957 году фильму присудили даже специальную премию!


В автобиографической книге «Исповедь», изданной несколько лет тому назад, Олег Александрович писал: «Я всю жизнь мечтал о свободе! А выбрал самую зависимую профессию в мире! Зависимую от всего, даже от собственного настроения».


Однако факты из его биографии опровергают эти утверждения. В любой статье о творчестве Стриженова упоминается «вопиющий» случай: актер со скандалом отказался играть князя Болконского в «Войне и мире» у Бондарчука. Существует много версий по этому поводу, но сейчас не о них. Потому что киноведы, как сговорившись, подчеркивают «воинствующий» максимализм в о–очень сложном характере Олега Александровича. Его трудно в чем–то переубедить. Его также нельзя упрекнуть в частом мелькании на телеэкране, он не участвует в сериальных съемках, не дает интервью. В общем, Стриженов почему–то не появляется в том обществе, где есть камеры. В обществе, которое, замечу, готово платить кумиру прошлых лет. Но актер отказался от всего меркантильного.


На неизбежный обывательский вопрос о браках и прежних женах однажды он ответил как отрубил: «Я стараюсь ничего не помнить из той жизни, особенно то, что касается старых бытово–семейных коллизий. Всех интересует, с кем жил, с кем романы крутил, с кем спал. Поэтому я отвечаю: у меня никаких романов не было, у меня единственный роман — с моим творчеством. Очень бурный, страстный — до фанатизма. А увлечение самое крупное и яркое одно вот на всю жизнь — моя нынешняя супруга». Сегодня Стриженов и Пырьева — последняя спутница жизни классика советского кинематографа Ивана Пырьева, дважды экранная возлюбленная Владимира Высоцкого и нынешняя жена Олега Александровича — никак не комментируют многочисленные слухи о себе и о тех, кто однажды был рядом. Впрочем, шлейф все равно тянется за каждым из них аж с прошлого века.


Олег Александрович родился в 1929 году в городе Благовещенске Амурской области в семье военного. Его отец воевал на фронтах гражданской и Великой Отечественной войн. Мать окончила Петербургскую Мариинскую гимназию и Смольный институт. Еще до войны семья переехала в Москву. Старший брат, летчик–истребитель, погиб под Сталинградом в 1942 году. Средний брат — Стриженов Глеб Александрович, участник Великой Отечественной войны, заслуженный артист РСФСР.


Дочь актера Наталья от первого брака с обаятельной актрисой Марианной Стриженовой, с которой актер познакомился на съемках фильма «Овод», умерла несколько лет тому назад.


Сын от второго брака Александр — популярный кинорежиссер, вместе с супругой Екатериной несколько лет вел утреннюю телепрограмму, в прошлом году снял топовую комедию «Любовь–морковь».


Народный артист СССР Олег Стриженов дебютировал в 1954 году в культовом советском фильме «Овод». Его безупречные внешние данные, светские манеры ставили его в один ряд с западными звездами того времени. Наверное, поэтому советские кинозрительницы 60–х гг. — наши мамы и бабушки — безоговорочно были влюблены в Овода. И что любопытно, герои Стриженова умеют все: фехтовать, стрелять, скакать на лошадях... Вообще–то пишут, что актер обходился в кадре без дублеров. А иначе как можно было бы ему сыграть столько мужественных героев? Кстати, о них.


Не знаю, как вам, а лично мне врезался в память бескомпромиссный летчик из советской мелодрамы «Неподсуден», точнее, красивый дуэт Стриженов — Максакова.


А вспомните его Волконского из ленты «Звезда пленительного счастья». Да в князя нельзя было не влюбиться: мундир по фигуре, острый взгляд, тонкие пальцы, наконец, золоченые эполеты! Что ни говорите, а экранные аристократы Стриженова способны повлиять на идеалы женщин!


Правда, сам актер имеет иную точку зрения: «Мой друг, покойный Фетин Володя, специально прилетал ко мне в Свердловск вместе с оператором Женей Шапиро уговаривать на роль поручика Ярового. Говорю: «Володя, я люблю тебя, но я не специалист по поручикам, тем более что Яровой по сравнению с моим «Сорок первым» — плохая роль. Он — подлец, предает жену. А мой поручик — гениален, он любит женщину и погиб за любовь». Я давным–давно решил, что у меня все будет единожды: один белогвардеец, один путешественник, один «мент», один летчик гражданского флота... А штамповать — нет, извините!»


В итоге — репутация сложного человека в мире искусства и, извините, скромная жизнь на пенсии. Актерская независимость дорого стоит. Супруга Стриженова в одном интервью призналась: «Мы не курим, алкоголя не пьем, в круизы не ездим. От личного автотранспорта отказались еще в середине 80–х. Живем достаточно скромно — на пенсию (муж получает еще президентскую надбавку), работаем в театре, никогда не отказываемся от творческих встреч со зрителями. Все свободное время Олег Александрович пишет маслом картины...»


Но я уверена, что кумир не одного поколения счастлив. Потому что его помнят и любят. Потому что Олег Александрович Стриженов с юности любил и всегда рисовал. Картины маслом!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter