Олег ПРОЛЕСКОВСКИЙ: «Хочешь быть в лидерах – работай, не уставая, удивляй читателей»

НАКАНУНЕ 90-летия со дня выхода из печати первого номера «Белорусской нивы» министр информации Республики Беларусь Олег ПРОЛЕСКОВСКИЙ дал интервью первому заместителю главного редактора «БН» Анатолию ПРЯНИШНИКОВУ. Разговор вышел далеко за рамки юбилейной тематики и затронул многие современные аспекты в деятельности белорусских печатных СМИ.

Министр информации Республики Беларусь — о юбилее «БН» и не только.

НАКАНУНЕ 90-летия со дня выхода из печати первого номера «Белорусской нивы» министр информации Республики Беларусь Олег ПРОЛЕСКОВСКИЙ дал интервью первому заместителю главного редактора «БН» Анатолию ПРЯНИШНИКОВУ. Разговор вышел далеко за рамки юбилейной тематики и затронул многие современные аспекты в деятельности белорусских печатных СМИ.

— Олег Витольдович! На должность министра информации вы были назначены в декабре 2009 года. Так совпало, что 2010-й — предъюбилейный год «Белорусской нивы» — стал и первым годом вашей работы на этом ответственном посту.

Готовясь к юбилею, редакция постоянно «придумывала» разнообразные информационные проекты, активно пыталась искать новые подходы к укреплению своих позиций на медийном рынке. Тем не менее, на взгляд Министерства, в какой «форме» подошла газета к своему 90-летию?

— Если ответить коротко — результаты вашей работы неплохие. Понятно, что у периодического издания с такой богатой историей были и моменты творческого спада, и периоды подъема. Мне видится, что сегодня у газеты хорошие перспективы. Считаю, что у редакции есть все предпосылки для дальнейшего роста.

Как неоднократно подчеркивал глава государства, развитие белорусского села является основополагающим фактором, краеугольным камнем в развитии всей страны. Поэтому такое пристальное внимание уделяется у нас человеку сельского труда, его насущным чаяниям и интересам. Отсюда — важность информационной составляющей этой политики.

Отрадно, что в руководство «Белорусской нивы» пришли новые люди, в последнее время заметно обновился коллектив издания, журналистам стало гораздо комфортнее работать в отремонтированных и оборудованных новой компьютерной техникой кабинетах.

Важным в развитии газеты стало появление целого ряда заметных информационных проектов. Взять, к примеру, специальные выпуски «Белорусской нивы» к республиканскому фестивалю-ярмарке «Дажынкi». Пятнадцать лет проводится этот, ставший общенародным, праздник, а вот сделать к нему спецвыпуск республиканской газеты как-то не догадывались. Хорошо, что «Белорусская нива» удачно восполнила этот пробел. Специальные выпуски к «Дажынкам» в Кобрине и Лиде, посвященные героям уборочной страды, изданные на высоком полиграфическом уровне, стали ярким явлением в истории фестиваля. Уверен, что эта традиция будет продолжена.

Хочу отметить также другие специальные выпуски газеты, подготовленные редакцией в прошлом году — к Белорусской агропромышленной неделе и первому открытому фестивалю этнокультурных традиций «Зов Полесья», который прошел в агрогородке Лясковичи Петриковского района. Это совместные проекты редакции и Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Мне импонирует, как газета строит свои взаимоотношения с этим профильным министерством. Фактически аграрный штаб страны и редакция стали настоящими творческими партнерами, и это дает свои весомые результаты.

Знаю, что подобные схемы сотрудничества у вас намечены на этот год с концерном «Белгоспищепром», ПО «Гомсельмаш», ОАО «Беларуськалий». Это верный стратегический курс для республиканской сельской газеты.

— «Белорусская нива» — государственное издание. Иногда можно услышать мнение, что государственное – значит, скучное. Как, по-вашему, можно оценить «БН» в русле этого мнения? Как должен работать любой редакционный коллектив, чтобы его опровергнуть?

— Насколько мне известно, по итогам подписной кампании на первое полугодие 2011 года у «Белорусской нивы» стало на полторы тысячи читателей больше, чем годом ранее. А с учетом увеличения тиража в 2009 году логично говорить о тенденции роста популярности газеты. Это, пожалуй, самая главная оценка творческих усилий коллектива, и самая объективная. Конечно, нельзя самоуспокоиться и почивать, как говорится, на лаврах. Иначе в следующую подписку «плюс» мгновенно поменяется на «минус». Таковы суровые реалии газетного дела: хочешь быть в лидерах — постоянно ищи и находи новое, работай, не уставая, удивляй читателей! Другого не дано.

Особую актуальность это приобретает сегодня, в век новых информационных технологий. Электронные СМИ и Интернет создают серьезную конкуренцию традиционным печатным изданиям. С этим необходимо считаться. Тенденция разделения сфер влияния между СМИ будет усиливаться: оперативная информация, новостной контент, форумы, блоги — все это становится прерогативой Интернета, а вот аналитика, качественная, проблемная, останется в печатных версиях изданий. Всем редакциям надо работать с учетом этой тенденции — в тематическом, жанровом плане, в подготовке и переподготовке кадров.

В минувшем году вы существенно обновили свой сайт, он стал гораздо информативнее, современнее, даже пробуете размещать на нем рекламу. Это хорошо. Но эффективно развивать веб-версию издания надо и в дальнейшем. Сайт должен быть всегда актуальным, вовлекать читателя в орбиту газеты.

Сегодня все редакции должны активнее работать в Интернете, глобальная сеть должна стать для печатных СМИ дискуссионной площадкой, в том числе в виде различных форумов и блогов. Это своего рода обратная связь с читательской аудиторией, способная подсказать и темы, и адреса для газетных публикаций.

— Олег Витольдович, и в советские, и в более поздние времена «Сельская газета», а затем и «Белорусская нива», считалась кузницей кадров республиканской прессы. Редакционную школу здесь прошли многие известные журналисты и руководители СМИ. Сегодня у нас работают и ветераны, и молодежь.

И еще один вопрос, может быть, не совсем праздничный. Чего не хватает «Белорусской ниве», позиционирующей себя главной крестьянской газетой страны?

— Хорошо, что вы продолжаете славные традиции своих предшественников, понимаете важность обновления кадрового потенциала. Интересную, как говорят сейчас, «креативную» молодежь надо примечать еще на студенческой скамье. Приглашать к себе на работу, закреплять за практикантами и молодыми специалистами опытных наставников.

Что касается творческих резервов… Буду откровенен: в работе многих государственных газет, в том числе и «Белорусской нивы», порой не хватает остроты, оперативности и аналитичности в освещении происходящего. Ощущается недостаток комментариев, авторами которых были бы представители экспертного сообщества. Причем это не только руководители и работники госорганов и организаций, но и представители общественности: политологи, экономисты, деятели науки, культуры и т. д. Наблюдается в печатных СМИ и дефицит проблемных, критических материалов, общеобразовательных и просветительских программ и публикаций.

Для того чтобы таких материалов было больше, нужны настоящие профессионалы, серьезные и творчески одаренные журналисты, способные не только освещать насущные проблемы, но и предлагать пути их решения.

А в целом коллектив газеты может по праву гордиться достигнутыми результатами, своим немалым вкладом в реализацию государственной информационной политики.

Рад приятной возможности пожелать журналистам, всем работникам «Белорусской нивы» реализации самых смелых творческих замыслов, удачи, благополучия и оптимизма.

— Спасибо, Олег Витольдович, за теплые слова и добрые пожелания от имени всего коллектива «БН».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter