Олег Даль

25 мая ему не исполнилось 65 лет
25 мая ему не исполнилось 65 лет.

Он умер в 39 лет, в том возрасте, когда, скорее всего, мужчины умирают от пули. Олега Даля действительно легко представить на дуэли: прирожденный герой 60–х выглядел эдаким задирой юнцом–интеллектуалом из московской подворотни.

Переходил из театра в театр, скандалил, был период, когда его на киностудиях СССР запрещали снимать, надолго запивал и неоднократно «подшивался», писал стихи... и влюблялся. Сейчас трудно представить эту пару вместе, но первой женой Олега Даля была актриса «Современника» Нина Дорошина, та самая простоватая Надюшка из комедии «Любовь и голуби». Этот брак был недолгим. С актрисой Татьяной Лавровой во втором браке они прожили всего три года. О Лавровой актер лишь однажды обронил в дневнике: «Она была злая». С третьей супругой актер познакомился на съемках «Короля Лира».

Быть совершенным — дар и крест Даля. Перфекционизм, как принято писать нынче, здорово мешал актеру. В стране, где все были равны, — это не прощалось. Да и режиссеры не жаловали лидеров, зато восхищались эксцентрикой Даля. Людмила Гурченко, показывавшаяся вместе с Олегом Далем в театре «Современник», вспоминала тот день: «Худой юноша вскочил на подоконник, что–то выкрикивал под всеобщий хохот — оконные рамы сотрясались и «пищали». А потом слетел с подоконника чуть ли не в самую середину зала, описав в воздухе немыслимую дугу. Ручка из оконной рамы была вырвана с корнем. После такого показа мне оставалось только сделать тройное сальто и вылететь в форточку».

А он мог бы играть персонажей Уайльда, Шекспира, Мольера, Островского, Лермонтова, Пушкина, Андерсена, Булгакова... Вот, согласитесь, доживи актер до наших дней, вкус и чутье режиссера Владимира Бортко не подвели бы его. Сто процентов Олег Даль получил бы роль! В любого булгаковского персонажа из романа актер попал бы в «десятку»: от Иешуа до директора театра Римского. Или?

Считается, что большой актер всегда имеет «своего» режиссера, способного раскрыть его в непредсказуемой роли. Такого режиссера Даль встретил на съемках фильма «Король Лир». На роль Шута актера взяли без проб — опытный глаз Г.Козинцева просто «выщелкнул» в актерской массе нужную натуру. Хотя до Даля режиссер видел в этой роли Алису Фрейндлих, но она, увы, не могла играть подвижного, как сперматозоид, Шута на восьмом месяце беременности. Отмечу, что Шут во всех пьесах — роль ключевая, во времена Шекспира в театре «Глобус» актер получал за нее самое высокое вознаграждение.

Шут в трактовке Даля в свое время поразил даже самих англичан. Сейчас я приведу записи из дневников Григория Козинцева, и вы обязательно вспомните худосочного, лысого Шута в исполнении Даля: «Шут — как собачонка. Огрызается, как собачонка. Идея костюма: никаких атрибутов шута, нищий, драный, в собачьей шкуре наизнанку. Мальчик, стриженый наголо. Искусство при тирании. Мальчик из Освенцима, которого заставляют играть на скрипке в оркестре смертников; бьют, чтобы он выбирал мотивы повеселее. У него детские вымученные глаза».

Олегу Далю удалось показать трагедию королевской семьи без средневековой мишуры, без грима и лишнего трепета перед классическим произведением. Он играл Современника. Актер настолько слился с образом, даже песенку «блазна» придумал сам: когда ее услышал композитор Дмитрий Шостакович, то сказал, что сочинять ничего не надо. «Нужно только подобрать под эти звуки голоса оркестровое сопровождение». Но об этом факте почему–то не любят вспоминать в сегодняшних публикациях.

К великой жалости, но культовый советский фильм «Женя, Женечка и Катюша» пустили «третьим экраном». Правда, культовым он стал много позже. В этот ряд попадает и картина «Хроника пикирующего бомбардировщика», в которой Олег Даль — бесшабашный, а если надо для дела — «безбашенный» стрелок.

В буклете о творчестве О.Даля, изданном в середине 70–х, об этом фильме нет ни слова. А все потому, что одному бо–о–льшому (!) начальнику от кино не понравилось «развитие темы войны», мол, советские солдаты выглядят чудаковато, а не геройски. А в чем их чудаковатость? В молодости? В том, что солдат на радостях, получив новогоднюю посылку от мамы, перепутал направление и прибежал в окоп врага? В искусстве принято называть подобные ситуации комедией положения. Крайнее удивление немцев в этом эпизоде понятно, но что творилось в зале со зрителями в тот момент! Крики детей, не знавших войны: «Не туда бежишь!!!» заставляли тучных билетерш включать свет, чтобы охладить публику. Охладить эту публику, которая огромную хрустальную люстру в зрительном зале считала за норму жизни, а неизвестную ей войну — священной, а не Второй мировой, — невозможно! Извините, но я в данном случае говорю о своем, о сверстниках. Все–таки было в СССР нечто, что сегодня принято называть национальной идеей...

Но, как показала жизнь, ветераны сколь угодно расскажут вам моментов комедии положений из жизни только, увы, таких «чудаковатых» картин о войне уже не снимут — «натура» ушла...

Во время съемок фильма «Женя, Женечка и Катюша» непрерывные хохмы О.Даля и М.Кокшенова доводили всю группу до колик. Режиссер В.Мотыль вспоминает: «Едут в съемочной машине по центру Калининграда Даль и Кокшенов. В этот день им какая–то особенная вожжа под хвост попала. Даль внезапно спрыгивает на мостовую и бежит через улицу в сторону какого–то забора, размахивая бутафорским автоматом и время от времени из него постреливая. Кокшенов тоже прыгает и с таким же автоматом бежит за ним, вопя: «Стой, сволочь, стой!» Прохожие в ужасе наблюдают за этой сценой, пока не появляется настоящий военный патруль. Возглавляющий его офицер потеет от напряжения мысли: вроде на Дале с Кокшеновым советская военная форма, но какая–то не такая. «Кто такие?» — спрашивает он артистов. «Морская кавалерия, товарищ майор», — докладывает Кокшенов. «Железнодорожный флот, товарищ майор», — рапортует Даль. А этот дядька был на самом деле капитаном 3–го ранга, и «майором» они его доконали. Никаких артистов он не знал и под конвоем отправил наших ребят на гауптвахту. С великим трудом мы их вырвали из армейской тюрьмы».

Жаль, что газетные площади не вместят воспоминаний очевидцев иных событий, возникших на съемочных площадках таких значимых картин, как «Старая, старая сказка», «Земля Санникова»... Например, премьера фильма «Отпуск в сентябре» по знаковой пьесе А.Вампилова «Утиная охота» состоялась уже после смерти актера в 1987 году. Критики подчеркивают, что в этой ленте актер не играет, а живет ролью. Образ рефлексирующего спивающегося интеллигента ничему не учил советского зрителя и к трудовым свершениям не призывал. «Упадническую» ленту запретили к демонстрации, и она пролежала на полке почти 10 лет. А Вампилов сегодня — эпоха в советской драматургии.

В последние месяцы жизни Даль часто говорил и писал о смерти. Будто предчувствовал ее. Своей последней супруге Лизе Апраксиной (внучке знаменитого литературоведа Бориса Эйхенбаума) за месяц до смерти Даль сказал: «Мне снился Володя (Высоцкий. — Прим. автора). Он зовет меня».

Олег Даль умер во время съемок в Киеве 3 марта 1981 года. Званий не заслужил. Некоторые биографы предполагают, что актер «сознательно влил в себя критическую дозу коньяка, понимая, что очередная вшитая «торпеда» среагирует на нее резким скачком давления»... Правда, жена утверждает, что в Киеве случился обычный сердечный приступ...

Наверно, уместно вспомнить слова Эдварда Радзинского о Дале: «Так жить и играть было нельзя, так можно только умереть».


Фильмы, в которых Даль отказался играть:

Женя Лукашин в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!». Олег Даль считал, что Лукашин «не его герой».

Хлестаков в фильме Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга». Не сошелся во взглядах на роль с режиссером.

По этим же разногласиям актер отказался от роли хронического алкоголика в фильме Динары Асановой «Беда».

Учитель Мирою — «Безымянная звезда». В письме высказал режиссеру М.Козакову свое видение роли. Впоследствии его блестяще заменил И.Костолевский.

Режиссеру Митте отказал заранее, т.к. боялся простудиться во время съемок фильма «Экипаж». В имитационной кабине самолета во время съемок было жутко холодно.

Подготовила Жанна ВАСАНСКАЯ, «СБ»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter