Олег АРНАУТОВ: «Без паники: менингит излечим»

На вопросы читателей «СБ» ответил главный санитарный врач Брестской области
На вопросы читателей «СБ» ответил главный санитарный врач Брестской области

Зимой мы гриппуем. Весна приносит не только тепло и пробуждение, но и многие опасные болезни. Сейчас, например, есть риск заболеть менингитом. Потеплеет — надо бояться кишечных инфекций. Летом хоть в лес не ходи: покусают клещи... Можно ли избежать опасных заболеваний? Можно ли оградить себя от всей этой напасти? На эти и другие вопросы наших читателей два часа отвечал главный санитарный врач Брестской области Олег Вячеславович АРНАУТОВ, с которым «СБ» провела «прямую линию».

О торговле

— Олег Вячеславович, здравствуйте. Это Ирина Ивановна Демянчик из Бреста вам звонит. Скажите, кто должен следить за санитарным состоянием дизель–поездов? Недавно я ехала в дизеле Брест — Житковичи. Так там неопрятно одетый мужчина носил и продавал пирожки. В дизеле Заболотье — Брест женщины предлагали пассажирам молоко, разлитое в пластиковые бутылки. Я не видела, чтобы кто–то его покупал, но раз предлагают, значит, есть спрос.

— Я понимаю ваше возмущение, потому что торговля в дизель–поездах не допускается. Пресекать такую торговлю должны сотрудники Брестского отделения внутренних дел на транспорте, а ведомственный санитарный надзор на железной дороге осуществляет центр гигиены и эпидемиологии на станции Брест.

— Это Евгений Геннадьевич Гладов из Пинска побеспокоил. Скажите, пожалуйста, куда деваются продукты, у которых истек срок годности?

— Утилизируются. А если какие–то элементы используются для дальнейшей переработки, то за этим — строгий контроль. Вы не волнуйтесь, есть лабораторный контроль — и ведомственный, и государственный.

— Звонит Екатерина Игнатьевна Зайцева из Пинска. У нас на рынке частные лица продают пирожки и пирожные. Раньше они стояли за воротами, а сейчас на рынке. Разве это правильно?

— Спасибо, что позвонили. Я вам отвечу однозначно: эти люди не имеют права заниматься такого вида торговлей. А ответственность за то, что они находятся на рынке и осуществляют такую торговлю, несет не Центр гигиены и эпидемиологии, а собственник рынка. Администрация и контролеры должны принимать все меры по недопущению незаконной торговли. Если сами не могут разобраться, пусть привлекут милицию. Я вам обещаю, что беру этот вопрос на контроль.

— Еще у меня вопрос по рынку. Может ли один продавец продавать сырую и готовую продукцию?

— Требованиями санитарных правил не допускается реализация одним продавцом готовой и сырой продукции. Для того чтобы человек мог одновременно реализовать такую продукцию, должны быть определенные условия: раздельные весы, разделочный инвентарь и холодильное оборудование.

— И последний вопрос. В пинских поликлиниках во время эпидемии гриппа проходила диспансеризация участников войны. Разве это правильно?

— Профилактическими осмотрами и диспансеризацией занимаются лечебно–профилактические учреждения. Мы к этому отношения не имеем. Но если осмотры для престарелых людей организуются в эпидемический период, то, наверное, это неправильно. Нужно было перенести их на другое время.

— Лунинец вас побеспокоил, меня зовут Конопацкий Вячеслав Петрович. У нас возле универсама торгуют колбасой, другими польскими продуктами, и никто на это не реагирует.

— Это незаконная торговля. Скажу вам, эту проблему должна решать милиция, а не санитарная служба. Мы не имеем таких прав и полномочий, но инициировать борьбу с незаконной торговлей обязаны. И я обещаю, что санитарный врач Лунинца привлечет и налоговую, и милицию к решению этого вопроса. Если ничего не изменится, перезвоните мне.

— Еще у меня вопрос. В магазинах потребкооперации бывают продукты российского производства с истекшим сроком годности...

— Импортный товар мы не можем запретить завозить. А вот что касается реализации продуктов с истекшим сроком годности, того, что нет термометров для контроля холодильного оборудования, это плохо. Если вы мне скажете, в каком магазине есть такое, мы немедленно проверим. Кстати, мы выявляем очень много таких фактов, причем не только по Лунинецкому району, и принимаем меры. Однозначно, гарантировать качество и безопасность продукции должен тот, кто ее реализует. Если вам попадется, например, испорченная колбаса, немедленно информируйте Центр гигиены и эпидемиологии, мы проверим и привлечем виновных к ответственности.

— Здравствуйте. Меня Ирина зовут, я индивидуальный предприниматель из Бреста. С 1 января этого года областной Центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья заставляет нас проводить обязательную гигиеническую регистрацию обуви. Не ожидается ли в ближайшее время упрощение этой процедуры или отмена ее вообще?

— Все предъявляемые требования соответствуют действующему в стране законодательству, мы сами ничего не придумывали. Кстати, постановлением Минздрава из перечня товаров, подлежащих государственной гигиенической регистрации, исключен ряд товаров, в том числе спортинвентарь, тренажеры, одежда так называемого пальтового ассортимента из трикотажа, текстиля, натуральной и искусственной кожи, галантерейные изделия. А вот обувь теперь подлежит гигиенической регистрации. У нас есть специалисты, которые дадут исчерпывающие консультации, проведут работы по гигиенической регистрации. И еще. Знаю, что предпринимателей волнует требование по предоставлению копий документов, подтверждающих поставку товаров. Может быть, обрадую вас. Сейчас рассматривается вопрос отсрочки этого требования.

О воде

— Здравствуйте, Олег Вячеславович. Это Николай Иванович Карпович из Березовского района. В последнее время говорят, что воду из сельских колодцев пить опасно. Что вы думаете на сей счет?

— Колодезную воду пьют 70 процентов жителей Брестской области. Если колодец построить и содержать правильно, то проблем не будет. А загрязняться вода может через ведра, сточными водами, если неподалеку расположены уборные, складируется навоз или мусор, а также в том случае, если у колодца стирают одежду или поят скот. Соблюдение требований размещения и содержания шахтного колодца имеет решающее значение в профилактике бактериального загрязнения воды, но с гигиенической точки зрения безопаснее все–таки закрытая система централизованной подачи воды из артезианских скважин. В общем, колонка все–таки лучше, чем колодец. Сейчас во многих деревнях люди в складчину устанавливают колонки, кое–где это делают сельсоветы.

— А где сельскому жителю узнать, какая в его колодце вода? И сколько это стоит?

— Консультации по вопросу устройства, содержания, эксплуатации колодцев, а также качества воды по микробиологическим и санитарно–гигиеническим показателям можно получить в зональных и районных центрах гигиены и эпидемиологии. В Березе он находится на улице Пушкина, 23а. Стоимость исследования пробы воды по микробиологическим показателям — 9.960 рублей, исследование воды на содержание нитратов — 2.740 рублей. Для инвалидов, ветеранов и пенсионеров есть скидки. В вашем районе, кстати, проводится мониторинг качества воды по содержанию нитратов, поэтому такое исследование будет бесплатным.

— Это Людмила Ивановна Седых из Минска звонит. В прошлом году я гостила у родственников в деревне Дубы Столинского района. В доме по улице Советской, 41 люди пользуются некачественной водой: моют посуду, стирают. Говорят, что при строительстве дома что–то перепутали — и теперь из крана течет «опасная» вода. Дом на балансе роо. Я сама врач и понимаю, что такая вода — источник эпидемии. Что вы думаете на сей счет?

— Людмила Ивановна, так как вы уже звонили нам и задали этот вопрос заранее, могу сказать, что я отдал поручение своей службе проверить эту информацию и детально разобраться. Мы вышли на сельисполком и убедились, что все, что вы говорите, имеет место. Будем что–то делать. При Столинском райисполкоме уже создана комиссия, которая будет разбираться и принимать меры. Жаль, что жильцы дома не обращались за помощью в Центр гигиены и эпидемиологии раньше.

— Олег Вячеславович, я из Пинска звоню. Меня зовут Валентина Александровна Кохнюк. Беспокоит качество воды в пригороде Пинска, в районе, где находится учебный городок сельхозколледжа. В воде повышенное содержание железа.

— Обещаю вам, что санитарный врач Пинска детально разберется в этой ситуации. И будут приняты все необходимые меры. И если ничего в ближайшее время не поменяется, перезвоните мне.

Об опасных инфекциях

— Здравствуйте, я Владимир Нестерович Пигас из поселка Антополь. В этом году нас, егерей и охотников Дрогичинской охотдачи, заставляют прививаться против бешенства. Если отказываемся, надо ехать в Дрогичин и писать отказ. Законно ли это?

— В прошлом году на Брестчине бешенство среди животных регистрировалось на 10 административных территориях, причем 8 случаев из 21 — в Дрогичинском районе. И в этом году в вашем, Владимир Нестерович, районе уже есть случай бешенства у лисы. Причем в деревне Воловель, а это недалеко от Антополя. Риск заражения людей вирусом бешенства оценивается как высокий. Поэтому в нынешнем году нами организованы дополнительные меры по профилактике бешенства через профилактическую вакцинацию лиц, работа которых связана с риском профессионального инфицирования. В их число входят ветеринары, охотники, лесники, работники боен, таксидермисты. В целом по области привиться должен 2.671 человек. Так что вам не стоит отказываться и прививку сделать все–таки надо.

— Это звонит Валентина Константиновна Шурубейко из Ивацевичей. Летом прошлого года в больнице от менингококковой инфекции умер мой 9–летний сын Арсений. Я считаю, что врачи виноваты, потому что диагноз поставили не сразу...

— Примите мои соболезнования. Бывает, что врачи по различным причинам не могут быстро установить правильный диагноз, тем более что некоторые инфекции протекают атипично. Недавно в Иваново умерла девушка 16 лет. Вечером пошла на дискотеку, а через 20 часов умерла. Это молниеносная форма течения инфекции. Все меры принимались, но ничего не помогло. Я уверен, что и в случае с вашим ребенком была создана комиссия, которая оценила действия ивацевичских врачей. И мне кажется правильным, что вы настойчиво добиваетесь разбирательства. Каждый врач, закончивший вуз, должен знать симптомы этого опасного заболевания, о котором мы с вами говорим. У нас все врачи проинформированы о ситуации с этой инфекцией в области. Так что заподозрить менингит ивацевичские врачи должны были.

— Это Ольга Ивановна из Бреста. Правда, что менингит — это стопроцентно смерть и от этой инфекции нет вакцины?

— В прошлом году в области зарегистрировано 45 случаев менингококковой инфекции, спасти же не удалось 8 человек. И хотя менингит — это не «стопроцентно смерть», летальность у нас, к сожалению, оказалась самой высокой в Беларуси. Уже в этом году менингитом заболело 13 человек, а пятеро умерли. В 80 процентах случаев выделен менингококк серотипа В, а в мире против него вакцина еще не разработана. Сезонный подъем заболеваемости обычно совпадает с эпидемией гриппа, и некоторые родители принимают эту опасную инфекцию за простуду. Поэтому как только у детей повысилась температура, есть рвота, срочно вызывайте скорую помощь или участкового врача: это может быть менингит. Если в семье есть маленький ребенок, берегите его от посторонних людей. Не ходите с детьми в общественные места, не разрешайте целовать малышей — это небезопасно. Носителем менингококка может быть любой внешне здоровый взрослый человек. Так что в данном случае очень и очень важна профилактика. Не забывайте об этом, потому что болеют и умирают от менингита в основном дети в возрасте до 2 лет.

— Олег Вячеславович, вам позвонил Степан Яковлевич Грищук из Бреста. В нашей области много природных очагов клещевого энцефалита. Скажите, а можно сделать прививку против этой опасной болезни? Я, например, отпуск люблю проводить в деревне. Грибы и ягоды собираю в лесу недалеко от Бронной Горы в Березовском районе, а там, говорят, клещи опасные.

— Вакцинопрофилактика клещевого энцефалита проводится в области только в природных очагах инфекции — на территориях Каменецкого, Пружанского и Малоритского районов. Первая прививка делается в октябре — ноябре, вторая — в марте, потому как уже в апреле начинается эпидсезон клещевого энцефалита и прививаться поздно. Вакцинация на платной основе в области не проводится. Вам, Степан Яковлевич, я советую соблюдать меры индивидуальной профилактики, когда идете в лес. Используйте отпугивающие средства — репелленты, хорошо одевайтесь, защищая все участки тела, осматривайте себя, когда вернетесь домой. Если клещ все–таки впился в кожу, его нужно снять, а место укуса обработать йодом или спиртом. Нужно обязательно сходить к врачу и следить за своим состоянием на протяжении трех недель.

— Здравствуйте. Может ли весной, с потеплением и таянием снега, произойти ухудшение эпидситуации по кишечным инфекциям? Это спрашивает Ирина Патеюк из Каменца.

— Да, такой прогноз есть. Активизируются прежде всего ротовирусы, энтеровирусы, дизентерия Флекснера. Главное – не забывать о профилактике: использовать для питья кипяченую или бутилированную воду, соблюдать правила приготовления пищи, личной гигиены.

— Это Светлана Михайловна из Бреста. В нашем доме люди кормят бродячих котов в подъезде. Куда нужно обратиться за помощью, это же безобразие! Бродячие животные могут любую инфекцию в дом принести!

— На таких жильцов нужно воздействовать. Первая инстанция, куда вы можете обратиться по этому вопросу, — ЖЭС, начальника ЖЭСа нужно поставить в известность, что есть такие нерадивые жильцы. Если ЖЭС не реагирует, обратитесь к участковому милиционеру, который должен призвать этих людей к порядку, а в случае необходимости — составить протокол об административном правонарушении и передать его для рассмотрения в административную комиссию вашего района. Третья инстанция, куда вы можете обратиться, — Брестский зональный центр гигиены и эпидемиологии. Наши специалисты должны тоже знать об этом.

О радиации

— Это из Малориты вас беспокоят. Татьяна Ивановна меня зовут. Где можно проверить молоко на содержание радионуклидов?

— Лабораторные исследования можно провести в территориальных центрах гигиены и эпидемиологии, причем бесплатно. Сделать это можно и в Малорите. Здесь же вы можете получить необходимую информацию о радиационной обстановке по месту жительства, рекомендации по соблюдению правил радиационной безопасности при ведении личного подсобного хозяйства. В нашей области основную дозу облучения формируют радионуклиды цезия. Результаты радиационного контроля показывают, что превышение действующих нормативов цезия в основных пищевых продуктах, производимых в государственном секторе экономики, регистрируется в единичных случаях, а по стронцию–90 не регистрируется вообще, содержание радионуклидов цезия–137 значительно ниже нормативного уровня. А вот в продукции с личных подсобных хозяйств, главным образом в молоке, есть превышения по цезию–137. Но за последние 5 лет число населенных пунктов, где регистрировались пробы молока с превышением допустимых уровней, уменьшилось с 51 до 28.

О курении

— Добрый день, Олег Вячеславович, беспокоит вас Ирина Ролич из Бреста. Моему отцу, которого оперировали в торакальном отделении Брестской областной больницы, выдали «справку курильщика». Я прочла, и мне понравилась идея предупреждать человека о том, чем чревато курение и что эта пагубная привычка может помешать лечению. Хорошо бы и в поликлиниках проводить такую «паспортизацию» курильщиков...

— Спасибо за вопрос. В соответствии с планом мероприятий по борьбе с табакокурением в Брестской области, утвержденным заместителем председателя облисполкома Леонидом Цуприком, всем медработникам лечебно–профилактических учреждений Брестчины рекомендовано выдавать «свидетельства курильщика», в том числе в поликлиниках. Будущие мамы, которые курят, тоже получают такие «свидетельства». Кому как не врачам предупреждать курильщиков о той опасности, которую несет эта пагубная привычка?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter