Обучение школьников сопровождению инвалидов, поддержка сирот после совершеннолетия: как борисовчанин с техническим образованием стал соцработником и внедряет инновации

Окунуться в другую реальность

У службы социальной защиты — женское лицо. Вот и в Борисовском ТЦСОН из более 300 сотрудников всего лишь пять процентов работников — мужчины. Хотя, казалось бы, специфика работы с пожилыми и инвалидами как раз их, молодых и здоровенных, только и требует. Ведь инвалидная коляска вместе с ее пользователем весит порой до 150 килограммов. А ее, бывает, и приподнять нужно, чтобы преодолеть барьеры на пути.

Специалист по социальной работе Борисовского ТЦСОН Илья Доливейло с подопечной.
Фото автора

Мужского полку прибыло

28-летний Илья Доливейло пришел в соцслужбу по зову души. И в этих словах ни тени пафоса. Получив техническое образование, парень отработал положенный срок по распределению на льнокомбинате слесарем. Зарабатывал, к слову, больше, чем сейчас. А после смены в детском оздоровительном лагере понял: педагогика, общение, помощь другим — это его. Решил поступать в педуниверситет и предложил себя в ТЦСОН:

— Я бы еще во время учебы в техникуме ушел, однако прислушался к совету матери, которая сказала, что бросать — это не по-мужски. Важно не только пробовать, но и завершать начатое.

— Илья, а у нас ведь не детки, а деДки, — полушутя предупредила его директор центра Ольга Копыток. — С инвалидами и пожилыми работать тяжело.

 И предложила попробовать себя в роли помощника по сопровождению инвалидов.

Чтобы понять, каково это — не видеть, не слышать или не иметь возможности встать на ноги, — парень сам садился в инвалидную коляску, падал с нее, пытался ходить с завязанными глазами. Поэтому он знает: если идешь с незрячим человеком по улице, его не надо вести за руку, как ребенка, — лучше аккуратно поддерживать за локоть, чтобы у окружающих создавалось впечатление, что двое просто прогуливаются.

Через некоторое время Илье пришла в голову идея — обучить этим навыкам школьников. Совместно с отделом образования разработали программу для УПК — ребятам предложили получить профессию «Социальный работник».

11 старшеклассников два года постигали основы жестового языка, чтение по Брайлю и другие средства ориентации для незрячих, правила сопровождения колясочников и других лиц с инвалидностью. В итоге социальный центр приобрел дипломированных волонтеров по сопровождению. А один юноша поступил в БГПУ на специальность «социальная работа». Через пару лет в центре ожидают еще одного молодого специалиста.

— Когда в нашем городе проходили важные спортивные и культурные мероприятия с участием инвалидов, команда волонтеров, которые могут грамотно сопровождать гостей с инвалидностью по заявкам организаторов, оказывала услуги по сопровождению, — говорит Ольга Копыток. 

Обучение сопровождению незрячих и колясочников продолжается. Не так давно мастер-классы по сопровождению людей с инвалидностью прошли для сотрудников железной дороги и автопарка. А учащимся четырех колледжей и трех школ предложили практический курс в игровой форме — квест «Другая реальность». В итоге центр обзавелся почти 70 подготовленными волонтерами.

Кстати, у Ильи есть задумка о продолжении проекта по инклюзии — создании хостела для инвалидов на базе социального центра, чтобы люди с ограничениями могли приезжать в Борисов с туристической целью. Пока, увы, не удается найти спонсора для строительства здания или реконструкции помещений. На это нужны средства, которые не предусмотрены в бюджете социальной службы. А вот оборудованная по всем правилам инклюзии территория с зоной отдыха здесь уже есть.

Старшеклассники после обучающего курса стали волонтерами по сопровождению лиц с инвалидностью.
Фото предоставлено Борисовским ТЦСОН

Сироте подмога

Еще один проект, который удалось воплотить Илье Доливейло при поддержке руководства центра, называется «Нити доброты» и направлен на поддержку детей-сирот, достигших совершеннолетия. Илья уже год занимается постинтернатным сопровождением. Сейчас у него под крылом 127 сирот от 18 до 23 лет.

Главная их проблема — психологический инфантилизм, недостаток ответственности за свои действия. Ребята, находясь на государственном обеспечении, привыкают, что их проблемы решают представители госучреждений, воспитатели, директор школы или кто-то другой. И даже когда у них уже появляются собственные дети, допускают ошибку за ошибкой. Один подопечный, например, забыл выданные ему документы в транспорте и даже не попытался их искать. Другие, получив диплом и прибыв на первое рабочее место, все свои «подъемные» спускают на празднование новой жизни, а потом остаются без гроша в кармане. Третьи рожают, будучи не готовыми к материнству…

Вике 20 лет, у нее двое детей. Старшему 2,5 года, младшей 1,5. Вышла замуж и уехала с мужем в Молодечненский район, да что-то не сложилось. Вернулась в Борисов, где живет у тети. Условия очень стесненные.

— Обратиться к Илье мне посоветовала подруга, которой он когда-то очень помог, — рассказывает Виктория.

Илья собрал необходимые документы на получение социального жилья. Рассказал, что на самый крайний случай в социальном центре есть кризисная комната, где можно временно пожить. К слову, для бывших воспитанников интернатных учреждений это место неоднократно становилось приютом.

Помогая оформлять документы на жилье, Илья увидел проблему: заселяясь на выделенные метры, многие молодые новоселы имеют одни голые стены — имущества не нажили. Ни посуды нет, ни мебели, а порой и постельного белья. Открыл проект «Нити доброты». В тематических группах «Отдам даром» в соцсетях и мессенджерах забирает для сирот ненужные вещи, мебель и помогает обустраивать новое жилье. Вот сегодня настоящая удача: кто-то отдал исправный, почти новый холодильник Indesit. Нужно только найти транспорт для его доставки. 

Еще одна распространенная проблема сирот, вступивших в самостоятельную жизнь, — трудоустройство. 

— Большинство работать не мотивированы, увольняются или просто прогуливают, пока их по статье не уволят, нередко пользуясь тем, что обязанность отрабатывать срок по распределению на сирот не распространяется, — констатирует Илья. — Я часто привожу в пример свою историю. Мне тоже не нравилась первоначально выбранная профессия слесаря. Но если решил бросать, надо найти замену. Предлагаю вместе поискать альтернативу.

На одного парня сильно жаловались в техникуме. Мол, он и из окна прыгал, убегал и бродяжничал, можно на нем ставить крест. Стали разговаривать — выяснилось, что его отчислили из сельскохозяйственного колледжа, нет ни диплома, ни работы. Илья предложил попробовать в кафе бариста. «Знаешь, там всегда вкусно пахнет и девочки рядом красивые», — использовал метод пряника Доливейло. И сработало! Всякий раз, проходя мимо кафе, Илья заглядывает, как там его подопечный. На месте, и улыбка всегда на лице. Теперь и он знает, как важно найти свое место. 

КОММЕНТАРИЙ

Надежда ЦУПА, заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Миноблисполкома:

— Услуги по сопровождаемому проживанию оказывают все территориальные центры социального обслуживания населения области. Сейчас сопровождением пользуются 1328 жителей региона. 878 человек из них — это сироты и лица, оставшиеся без попечения родителей. Остальные — граждане с инвалидностью. 

До того момента, пока ребенок-сирота учится в колледже, лицее или вузе, он находится в компетенции управления образования, директор учебного заведения является его опекуном. После окончания учебного заведения или ухода оттуда по другим причинам (отчислили, забрал документы самостоятельно) сирота попадает в поле зрения социальной службы, задача которой — помощь в социальной адаптации. Такая форма сопровождения касается лиц от 18 до 23 лет. Они вправе обратиться по вопросам жизнеустройства, трудоустройства, психологической помощи, материальной помощи в рамках действующего законодательства, посреднических услуг, разного рода консультаций. 

Опыт работы г. Борисова по сопровождаемому проживанию можно рекомендовать распространить и в других регионах области.

kozlovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter