Купаться на Крещение в проруби - язычество?

Окунуться не значит покаяться

Правда ли, что крещенские купания к церкви отношения не имеют и батюшки не будут освящать купели?

Мы уже привыкли, что на Крещение Господне, которое христиане отмечают 19 января, смельчаки окунаются в прорубь, а священники перед этим окропляют ее святой водой и читают молитвы. Однако Светлана Лущик из Жабинковского района тревожится: «Мы с мужем все время окунались в прорубь на Крещение, а теперь говорят, что это пережитки язычества и к церкви этот праздник отношения не имеет. С чего вдруг такие изменения?»


Когда же пошла традиция окунания в прорубь? Освящали полыньи (их называли иордани) в виде креста издревле, только это не сопровождалось массовым нырянием. Опускаться в воду люди начали несколько лет назад. На сайте Брестской епархии по этому поводу высказался председатель миссионерского отдела, священник Павел Юрченя: «В церковной среде достаточно веское мнение о том, что крещенские купания не имеют прямого отношения к церковным обычаям празднования Крещения Господня, а являются, скорее, частью народных традиций. Со временем подобный обряд начал приживаться и даже видоизменяться в других православных церквях. Все зависит от нашего отношения к данной традиции. Церковь не запрещает окунания на праздник Крещения, если человек здоров и может позволить себе во славу Божию и в знак воспоминания о крещении Спасителя погружение в холодную воду. Можно встретить убеждения, что погружение омывает грехи, очищает и оздоравливает человека на предстоящий год. Подобное представление весьма чуждо церковному сознанию и переворачивает историческое основание данного обычая на языческое отношение к нему».

За комментариями мы обратились к председателю Синодального информационного отдела Белорусской православной церкви протоиерею Сергию Лепину:

— В храмах традиционно и повсеместно будет освящаться вода для питья. Но у нас много суеверных людей, которые сами придумывают традиции. Часто это те, кто не ходит в церковь или делает это крайне редко. Человек, который не исповедовался и не причащался, надеется, что после окунания в прорубь смоет с себя все грехи? Это абсолютно ошибочное мнение. В чине освящения даже не предполагается, что кто-то должен нырять. Нужно только пить и мазаться водой, да кропить свое жилище. Окунание не претендует на замену собой покаяния, свершения добрых дел. Освящать прорубь или нет, решает священник, это частные требы. Воду святую нужно брать в храмах. Можно разбавлять ее другой водой, только не из рек и озер, конечно.

К слову, об особом почитании крещенской воды и ее особенных свойствах говорил в своей антиохийской проповеди святитель Иоанн Златоуст (387 год):  «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».

Раз уж заговорили о крещенской воде, то решила задать отцу Сергию и другой вопрос, так как слышала от многих: даже если поставить в доме на подоконник емкость с водой, набранной из-под крана, то в полночь с 18 на 19 января она станет святой:

— К сожалению, люди придумали и такое. Но это злоупотребление. Если бы мы жили на необитаемом острове, где нет храма, можно было надеяться на такое придуманное чудо и пить воду, как крещенскую. Но представьте, человек сидит дома у телевизора, потом говорит: «Пойду и наберу в полночь с крана святой воды». Все же за ней нужно идти в храм.

chasovitina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter