В год выборов в США в октябре обязательно происходит что–то, резко меняющее соотношение сил кандидатов

Октябрьский курьез

Есть в США такое выражение: «октябрьский сюрприз». Как рассказывал мне один из известных американистов, в год выборов в октябре обязательно происходит что–то, резко меняющее соотношение сил кандидатов. Нечто непредсказуемое и запредельно скандальное. Пока что на роль такой запредельщины претендовали грязные «мужские разговоры в раздевалке», приписываемые Трампу. Все внимание общественности сфокусировано на них, а главная стратегия Клинтон заключается в том, чтобы затихариться, не допустить ошибок, поменьше появляться на публике, предоставляя той сомнительное удовольствие копаться в грязном белье Трампа. Но октябрьский сюрприз все же случился, вернее, курьез, учитывая, как измельчала политика глобального масштаба.


Эквадор признал, что ограничил доступ в интернет основателю WikiLeaks Джулиану Ассанжу в связи с распространением его сайтом материалов предвыборного штаба кандидата в президенты США от Демократической партии Хиллари Клинтон. Отключение Ассанжа, который с лета 2012 года живет в посольстве Эквадора в Лондоне, от интернет–связи объяснили нежеланием страны вмешиваться в иностранные выборные кампании (читай: США).

Сайт WikiLeaks сообщил накануне, что Эквадор отключил интернет Д.Ассанжу по требованию Соединенных Штатов, в частности госсекретаря Джона Керри. Представитель госдепартамента опроверг это утверждение, хотя и высказал свою озабоченность деятельностью WikiLeaks.

Оставим в стороне щекотливое положение Эквадора, который вначале предложил политическое убежище Ассанжу именно как борцу за свободу слова, а затем стыдливо ограничил ему доступ в интернет, то есть обрубил именно эту самую свободу. Все–таки это маленькое государство, «банановая республика», которая в последнее время пытается наладить непростые отношения с могущественными США.

Но в гораздо более щекотливое положение поставлена Хиллари Клинтон. Казалось бы, она без потрясений прошла опасный октябрь, когда компроматы сыплются, как из мешка. И кстати, самым убойным компроматом на нее были именно данные из взломанной электронной переписки, которые оставались незамеченными до нынешнего скандала с Ассанжем.

А теперь к ним привлечено всеобщее внимание — интересно же, чего испугались эквадорские дипломаты?

В новой порции писем сайт WikiLeaks опубликовал отрывки выступлений Хиллари Клинтон в банках Goldman Sachs, Deutsche Bank, Morgan Stanley и других. Получая около 225 тыс. долларов за выступление, Клинтон заработала более 22 млн, сотрудничая с банками и лоббистскими группами, с которыми она в ходе избирательной кампании обещала бороться.

Но даже не эти гонорары от банкиров самое страшное. В доверительных беседах с акулами Уолл–стрит, если верить утечке, Клинтон весьма цинично шутила насчет бедности простых американцев и поддерживала шуточки, что в «Вашингтон (то есть во власть) люди идут, чтобы делать состояния».

Как будто в подтверждение этих слов — из выплывшей переписки главы ее штаба следовало, что во времена госсекретаря Клинтон России удалось выкупить 100–процентный пакет канадской уранодобывающей компании, лишив США контроля над пятой частью урановых рудников, а фонд Клинтонов будто бы получил миллионы долларов от одного из бывших владельцев этой компании.

Никто этих сведений не опровергает, а штабу Клинтон легко удалось перевести внимание общественности на сексистские высказывания Трампа. Просто в западном политикуме есть ряд тем, на которые избиратель реагирует рефлекторно, как собака Павлова. Среди таких тем — осуждение сексизма, гендерная свобода, и — тут мы переходим к самому интересному — свобода слова.

И вот как быть теперь, когда Эквадор оказал медвежью услугу госдепу, отключив Ассанжа от интернета? Рядовые американцы могут не понять посягательств на базовые ценности, от имени которых выступает респектабельная Хиллари Клинтон. Разбираться в акциях урановых рудников им скучно, да и потом каждая американская старушка мечтает легко заработать на Форексе, так что чего уж там гнать волну на Клинтон... Но вот посягать на свободу слова кандидату от демократов, пусть и косвенно, — это действительно октябрьский сюрприз. Хотя... Во многом действия Ассанжа не вызывают симпатии. Это для объективности картины.

Что же касается Дональда Трампа, то нынешняя кампания в США беспрецедентна по накалу выливаемого на его голову негатива. Причем против Трампа восстал не только демократический лагерь, но и весь истеблишмент. Тем не менее им не удалось свалить скандального кандидата. Вмешалась третья сила — интернет–субкультура. Стихийные интернет–настроения оказались сильнее пропаганды, или, как говорят политологи, официального дискурса. Благодаря им рейтинг Трампа замер на отметке 37, для победы ему надо еще 10 пунктов, при том что 15% избирателей еще не определились. Так что исход борьбы далеко не однозначен.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 202 (25084). Четверг, 20 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter