Причины и следствие протестов в Кыргызстане

Октябрьская революция в Бишкеке

Все чаще избирательные кампании на постсоветском пространстве становятся поводом для того, чтобы устроить очередной бунт, раскачать общество, страну и смести действующую власть. Сценарий отработан словно под копирку.

Фото Абылай Саралаев/ТАСС.

Поводом для массовых беспорядков в Кыргызстане на сей раз стали прошедшие в минувшее воскресенье парламентские выборы. Семипроцентный барьер в главный законодательный орган преодолели 4 из 16 политических партий. Побежденные, как водится, отказались признавать результаты голосования, потребовали их аннулировать и провести повторные выборы. Толпа недовольных собралась на площади Ала-Тоо и пошла на штурм Белого дома (здание парламента и администрации президента).

Поначалу силовики оттеснили митингующих с площади, используя водометы, слезоточивый газ, светошумовые гранаты.

Но стоило президенту Сооронбаю Жээнбекову заикнуться о переговорах с лидерами оппозиции, как бунтовщики, почувствовав слабину власти, тут же бросились на повторный штурм.

В итоге они захватили Белый дом, принялись мародерствовать, громить и жечь кабинеты депутатов. Затем освободили и вынесли на руках из ­СИЗО экс-президента Алмазбека Атамбаева, на свободу вышли и другие чиновники, в том числе бывший премьер-министр Сапар Исаков.

Погромами в столице Кыргызстана дело не закончилось.

Некоторые действия «революционеров» были сродни сюжетам из варварского Средневековья.

Вчера, например, несколько сотен человек вторглись на территорию одного из крупнейших золотодобывающих рудников, разграбили склад товарно-материальных ценностей и подожгли здание фабрики. Этот пример — еще одно наглядное свидетельство того, что ни одна революция не проходит бесследно и от так называемых мирных протестов до мародерства, грабежей, вооруженного противостояния и всеобщего хаоса всего один, и очень короткий, шаг.

Фото: Sputnik.kg

Кривое зеркало

По оценкам экспертов, в Бишкеке произошло то, чего не удалось добиться в Беларуси. Абсолютно идентичные сценарии, отряды дружинников с белыми повязками и даже создание «координационного совета» — все это мы уже где-то видели, не правда ли? В день выборов в Кыргызстане появился даже хорошо знакомый нам иностранный телеграм-канал. Впрочем, главной проблемой президента страны стало его согласие на переговоры с оппозицией. Дошло до того, что Сооронбай Жээнбеков поручил ЦИК изучить нарушения на выборах и принять меры вплоть до аннулирования итогов голосования. И — о чудо! — ЦИК признал-таки выборы недействительными. Этого, собственно, и добивалась оппозиция.

— Как только звучит согласие на переговоры, диалог со стороны руководителя государства, это означает фактическое признание всех обвинений без какой-либо серьезной проверки, доказательств и развязывает оппонентам власти руки, — подчеркивает политолог Алексей Беляев. — Забывая про только что заключенные договоренности, противники действующей власти переходят в наступление: захватывают административные здания, учреждают собственные параллельные квазиправительственные структуры («координационный совет», «отряды самообороны», назначают «своих» мэров и т.п.). А затем объявляют о переходе всей власти в свои руки, без каких-либо электоральных процедур, что является абсолютно неконституционным и нелегитимным актом. Именно подобное развитие событий мы и наблюдаем сейчас в Кыргызстане.

Этому, по словам эксперта, во многом способствовала специфика политического поля страны, раздробленного на большое число групп интересов при отсутствии реального авторитетного центра силы:

— Клановая система и неоднократные примеры перехода власти из рук в руки неконституционным революционным путем являются базой для попрания всех норм легитимности. К сожалению, пример партийного парламентского правления в Кыргызстане демонстрирует явную неустойчивость подобного типа режимов и их неспособность к эффективной работе в кризисных ситуациях.

Нельзя сбрасывать со счетов внешний фактор. В том, что подобные сценарии пишутся и реализуются силами извне, уже нет сомнений, говорит экс-руководитель спецслужбы Израиля Яков Кедми:

— Всегда в любом обществе есть 10–15 процентов недовольных. И есть извне силы, которые хотят использовать это недовольство и ослабление власти для того, чтобы направить эти группы по тому вектору, который выгоден именно этим силам. Что получается? Наиболее активная политическая группа населения, которая подпитывается и деньгами, и хорошо поставленной пропагандой, вдруг определяет будущее страны. Вопреки тому, что хочет и думает большинство народа.

Фото из соцсетей.

Интересно, что о событиях в Бишкеке протестные телеграм-каналы сообщают нехотя, сквозь зубы. Еще бы, ведь подобное тому, что произошло в Кыргызстане, наши «змагары» отчаянно и безуспешно пытаются сотворить и на белорусской земле. Однако в отличие от слабого Кыргызстана белорусское государство оказалось внутренне более устойчивым, а также хорошо подготовленным к внешним гибридным атакам. Алексей Беляев поясняет:

— Ситуация в Кыргызстане напоминает кривое зеркало по отношению к белорусским реалиям. Электоральная кампания используется не для укрепления, а для расшатывания основ государства.

Однако существенная разница в политических системах и политической культуре стран продемонстрировала серьезное отличие течения событий при примерно одинаковой их направленности.

konon@sb.by

Премьер-министр Кыргызстана Кубатбек Боронов подал в отставку
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter