Единственная в стране школа-фабрика: образование плюс профессия для ребят, воспитывающихся без родителей

Окрылять — это большое призвание

Этой необычной школе-интернату, что в Сенненском районе, более ста лет. И вот уже почти два десятилетия она является инновационной экспериментальной площадкой Министерства образования. Единственное учреждение в стране для детей-сирот, где ребята могут получить не только среднее образование, но и востребованную в обществе профессию. Как живут его воспитанники, о чем мечтают накануне нового учебного года? Корреспонденты «Р» побывали в школе-интернате и узнали, что дает детям, оставшимся без попечения родителей, новая модель воспитания.

Рассказывать о выпускниках школы-интерната ее директор Леонид Козлов может часами.

Школа с историей

…Начало города Сенно. Поворот с указателем «Сенненская школа-интернат». Красивая старая липовая аллея, пышными кронами обнявшая неширокую асфальтированную дорогу. А вот и сама школа. С аккуратным заборчиком, ухоженным зданием, яркими клумбами и газонами, оригинальными зонами отдыха с резными скамеечками, беседками, мостиками и малыми архитектурными формами.

Ее директор Леонид Козлов встречает у входа. С нами весело здороваются торопящиеся куда-то по делам школьники. В здании пахнет свежей краской и только что вымытыми полами. Обновленные классы сверкают недавно уложенным линолеумом и как по линеечке выстроенными партами-столами. Все готово к занятиям.

— Это здание было построено в начале 1960-х, — рассказывает Леонид Леонидович. — Но сиротское учреждение здесь существовало еще с 1918 года. И действовало даже во время оккупации. Размещалось чуть дальше — вон там, где еще сохранился фундамент панской усадьбы. Сейчас мы с ребятами пытаемся вести на старом месте раскопки — вдруг что интересное найдем? Один из камней, кстати, уже стал украшением нашего дворика.

Леонид Леонидович, возглавляющий учреждение образования с 2008 года, — потомственный директор школы-интерната. До того на протяжении почти двадцати лет сиротским учреждением руководил его отец Леонид Андреевич.

— Школа давно стала родным домом для всей нашей семьи. Практически в ее стенах выросли моя дочь Ирина и сын Владислав, — признается наш собеседник. — Сейчас у меня в Instagram  около трехсот друзей. Большая часть — это нынешние ученики и бывшие выпускники интерната. С теми, кто уже давно покинул школу, неизменно поддерживаем тесную связь.

Воспитанники школы-интерната всегда рады заняться творческой работой.

Директор достает телефон и показывает свежие снимки:

— Вот, видите, Наташа Тихонова — она окончила ветакадемию, работает инженером на Могилевском мясокомбинате. Иван Бахирко — врач в Минске. Настя Сазонова получила диплом педагога, трудится в витебском детсаду. Настя Боженок — медсестра в Сенно, а Виолетта Безгузько — сотрудница Следственного комитета. Очень старалась поступить в Академию МВД, долго готовилась и, как видите, добилась своего. А вот с мужем и малышом наша Диана Бакунович — сейчас она живет в Италии, счастлива в браке.

Рассказывать о выпускниках директор может часами — он пристально следит за судьбой каждого, в роли посаженого отца гуляет на свадьбах и очень рад, когда у «его» детей все получается.

 Необычный проект

Идея превратить обычную школу-интернат для детей-сирот в школу-фабрику появилась в конце 1990-х. Итальянцы в качестве гуманитарной помощи завезли сюда некоторое оборудование. Но, бесспорно, этого было мало. Без соответствующей материально-технической базы, зданий мастерских и четко разработанных методик станки и швейные машинки никак не могли изменить судьбу учреждения. Началась кропотливая работа над созданием фундаментальной основы для будущих инноваций. Задействовали для этого специалистов из Института развития образования и учебно-методических центров. Инициативу поддержали в Министерстве образования.

С тех пор прошло немало лет. Эксперимент был признан успешным. На базе Сенненской школы-интерната удалось реализовать несколько масштабных инновационных проектов, ставших основой для разработки новых подходов в системе образования и воспитания детей, оставшихся без родителей. Выпущены специальные методички и учебные пособия, Леонид Козлов делится опытом работы с коллегами не только на республиканском, но и международном уровне — в Италии и России. Наработки сенненцев использованы при внесении изменений в Кодекс образования нашей страны.

— Так в чем же основная цель тех многочисленных проектов, которыми вы занимались и занимаетесь теперь? — пытаюсь узнать главное.

Леонид Леонидович итожит:

— Объединяя образовательный и профессиональный процессы, уделяя особое внимание изучению и соблюдению детьми народных традиций, культуры, православной истории, развивая таланты в различных направлениях, мы нацелены на воспитание самодостаточной, социально и психологически зрелой личности, полностью готовой после выхода за стены школы к самостоятельной жизни. Наши дети хорошо знают историю и обычаи белорусского народа. Вы же понимаете, что сегодня, когда широко развит институт приемной семьи, в интернате порой оказываются весьма непростые ребята. Со сломанной психикой, познавшие предательство родителей, озлобленные на весь мир. Наша задача — обезболить воспоминания о прошлом, дать веру в будущее, помочь найти свой путь в жизни. Как мы этот делаем? Давайте не будем рассказывать, а просто покажем. А начнем с итогов, так называемой готовой продукции, — наших нынешних выпускников, — предлагает Леонид Леонидович и приглашает в актовый зал.

Отличный класс

На сцене — целый взвод красивых статных парней. Модные костюмы, модельные стрижки, обворожительные улыбки. На такую команду, несомненно, будут оглядываться сотни девушек. Под заводную песню ребята начинают синхронно танцевать — впечатляющее фееричное зрелище!

Отличный был класс! 

— Это выпускники нынешнего года. Их одиннадцать — все мальчишки, — объясняет культорганизатор школы-интерната Светлана Даукшас. — Две девочки в классе были, но ушли, получив базовое образование. А теперь вот прощаемся и с ними — отличный был класс, нам будет его не хватать. Этот танец, кстати, они специально готовили к выпускному вечеру. Педагоги даже прослезились во время праздника.

Музыка стихает, и бравые красавцы спускаются в зал. Я прошу их рассказать о том, как собираются жить дальше.

Сразу отмечаю коммуникабельность, уверенность в себе, доброжелательность молодых людей.

— Это наше последнее лето в школе-интернате, — с ноткой грусти в голосе сообщает Иван Тырышкин. — Мы хорошо его провели — работали на участке, в мастерских, отдохнули в лагере на базе реабилитационно-оздоровительного центра «Жемчужина» в Лепельском районе. Еще неделька — и разъедемся по разным городам и учебным заведениям. Начинается взрослая жизнь.


 У Ивана — отличный аттестат. Средний балл — 8,9. Он уже является студентом Минского государственного лингвистического университета. Будет переводчиком. Мечтает в совершенстве овладеть английским и китайским языками.

— Школа-интернат нам многое дала. Во-первых, все мы официально получили профессию столяра. Хорошо знакомы с овощеводством, пчеловодством, азами ландшафтного дизайна. Во-вторых, хорошая общеобразовательная подготовка помогла каждому выбрать свой путь и продолжить обучение. Надеюсь, что педагогам никогда не будет за нас стыдно.

Такого же мнения и Антон Столяренко. Парень поступил в столичный педуниверситет, набрав свыше 250 баллов. Будет изучать физическую культуру и станет инструктором-методистом.

— Я очень благодарен нашему учителю физкультуры Евгению Киселеву — именно он помог мне сделать выбор. Хочу быть похожим на наставника. Статус сироты я получил в третьем классе. Рад, что после небольшого путешествия по приютам и детдомам попал сюда. Тут из меня сделали человека, — улыбается парень.

Антон не только замечательно танцует, но и поет. Уже имеет опыт зарабатывания денег. Например, в лагере занимал должность культорганизатора. В школе-интернате тоже получал зарплату за работу в мастерских.


Артем Конторов, который стал сиротой в двухлетнем возрасте, собирается в технологический колледж — осваивать профессию механика. Мечтает пойти служить в армию, хотя по закону сирот не призывают — только по личному заявлению.

— Как только исполнится восемнадцать, сразу пойду в военкомат, — планирует парень. — Когда был в детском доме, воспитатели рассказывали о службе — уже тогда загорелся мечтой. Может, потом и на сверхсрочку останусь…

Илья Данилевич тоже выбрал военную стезю — будет учиться в Полоцком химико-технологическом колледже, осваивать профессию спасателя.

— У брата был друг, служил в МЧС, — вспоминает Илья. — Хочу, как и он, носить форму и помогать людям в экстремальных ситуациях.

Светлана Павловна отмечает: выбор сделан не просто так, Илья к нему долго шел. Он хорошо рисует, поэтому не единожды участвовал в конкурсах «Спасатели глазами детей», был победителем и на областном, и на республиканском уровнях.

Андрей Санников и Михаил Булах решили учиться на официанта-бармена и повара-официанта. И тоже не просто так: изучали на факультативе кулинарию, понравилось готовить. Дмитрий Уразметов и незаменимый пока школьный диджей Алексей Якубенко станут электрогазосварщиками.

Одним словом, все выпускники нашли свою дорогу. И дружно подчеркивают: принять осознанное решение помогли педагоги. Те люди, которые в первую очередь стали для них не строгими наставниками, а хорошими друзьями и добрыми советчиками. Вот такая необычная атмосфера в школе-интернате. Воспитатели не скрывают: будут по этим ребятам скучать. Так же, как, кстати, и младшеклассники — «боевой взвод», в свою очередь, успешно оттачивал азы педмастерства на восьмерых проказниках, которые состояли на учете в ИДН. Такое шефство еще больше сплотило коллектив.

Умелые руки ребят

Далее мы идем в столярные мастерские, где школьники делают всевозможные вещи. Табуреты, столы, домики для пчел, сувенирную продукцию… Федерация профсоюзов Беларуси недавно подарила новенький лазерный гравировочный станок. Теперь мальчишки во главе с мастером производственного обучения Александром Кисляковым с удовольствием его осваивают. С восхищением рассказывают мне о возможностях оборудования — компьютерная программа позволяет творить настоящие чудеса, даже составлять собственные оригинальные эскизы. А значит, мастерская сможет выпускать больше востребованной продукции для потребителей. И каждый из юных столяров сможет заработать еще большую сумму денег на карманные расходы.

В столярной мастерской можно многому научиться.

Леонид Козлов объясняет:

— Школьная мастерская укомплектована всем необходимым оборудованием для профессиональной подготовки высококлассных столяров. И даже если наши выпускники в будущем не станут работать по этой специальности, они всегда смогут починить стул, собрать корпусную мебель, сделать в доме красивую полочку для цветов. Такие навыки необходимы настоящему мужчине. С пиломатериалами помогают предприятия Министерства лесного хозяйства. А на готовую продукцию у нас есть свои клиенты — к началу весеннего сезона мы делаем примерно по пятьдесят ульев и столько же дачных комплектов — столы и скамьи со спинками. Поставляем их в минский магазин «Мир меда» и другие торговые точки.


Следующие на очереди — теплицы. Четыре огромных парника заняты овощами и зеленью. Весной здесь выращивают рассаду цветов.

В момент нашего визита тут как раз идет сбор урожая. Радуют глаз краснобокие помидоры и аппетитные колючие огурчики. Кстати, ежегодно юные овощеводы собирают по тонне томатов и огурцов, около трехсот килограммов перцев. Часть овощей продают, остальные используют в собственной столовой.

Ежегодно юные овощеводы собирают по тонне томатов и огурцов.

Чуть дальше по пути — пасека. Здесь хозяйничает со своими единомышленниками воспитатель по образованию и пасечник по призванию Александр Кочановский. Пока в распоряжении юных пчеловодов восемь пчелосемей, но к будущему сезону пасеку расширят до двадцати домиков. Нынешним летом выкачано уже два ведра меда. Свежая продукция реализована покупателям, целебным лакомством будут обеспечены столовая и местный медпункт.

Полным ходом идут работы и в школьном саду, где посажено свыше ста яблонь. Основной урожай яблок традиционно планируют сдать на перерабатывающие предприятия. Кроме того, начинающие хозяйки будут варить компоты, делать варенье и джемы. Фруктовые начинки востребованы на факультативах по кулинарному искусству, которые охотно посещают воспитанники.


Заходим в еще одно производственное подразделение — швейные мастерские. Девочки как раз шьют здесь сувенирную продукцию. Рассказывают: во время вспышки коронавирусной инфекции они массово изготавливали защитные маски. Бесплатно передали районной больнице около 3000 штук. Кроме того, отправляли эти изделия в торговую сеть райпо и другие предприятия.

Все можем сами

Чуть поодаль от учебного и жилого корпуса, а также мастерских — небольшой уютный домик. Красивый дворик с деревянной мельницей, рубленым колодцем, витиеватыми мостиками и тропинками из древесных пеньков. Раньше здесь было общежитие для воспитателей. Теперь это центр социально-бытовой адаптации. Каждому выпускнику в последний год обучения предоставляется возможность пожить здесь недельку самостоятельно. Естественно, под контролем педагогов. Ребята сами покупают продукты, готовят кушать, стирают белье — отличная практика перед выходом за порог школы.

— А еще мы предлагаем пожить тут самостоятельно братьям и сестрам — укрепляем таким образом их семейные узы, — объясняет Леонид Козлов. — Видели бы вы, какие они здесь званые обеды устраивают, насколько вкусные пироги пекут! Так что назвать беспомощными наших воспитанников никак нельзя — они еще и фору домашним детям в общежитиях дадут.

Видели бы вы, насколько вкусные пироги пекут ученицы.

Честно говоря, спорить не хочется: мы во всем убедились сами. А главное, смогли воочию наблюдать эффективность такой поэтапной системы воспитания мальчишек и девчонок, взрослеющих без родителей. Сегодня они уверены в себе и своем будущем. Умеют приходить друг другу на выручку, поддержать слабого. Это те качества, которые и станут крепким фундаментом в их будущей взрослой жизни.

Интересный момент: во время нашего посещения этого образовательного учреждения дети показали гнездо аистов у самых стен школы. И рассказали трогательную историю о том, как молодой аистенок почти неделю не решался стать на крыло. Махал крыльями и никак не мог оторваться от твердого основания из веток. А родители, опасаясь, что птенец не выдержит палящих лучей летнего солнца, все это время старались крыльями закрывать неуверенное в себе дитя от жары. В итоге аистенок набрался сил и взмыл в небо… Вот так же сегодня отправляются в самостоятельный полет и выпускники этой необычной школы-фабрики. Пусть все у них получится!

begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter