Оконная «пластика»

За последний год рынок пластиковых окон окончательно стал массовым. По прогнозам аналитиков, жители Беларуси за пару ближайших лет должны поставить в свои квартиры около полмиллиона квадратных метров пластиковых окон

За последний год рынок пластиковых окон окончательно стал массовым. По прогнозам аналитиков, жители Беларуси за пару ближайших лет должны поставить в свои квартиры около полмиллиона квадратных метров пластиковых окон. Между операторами рынка разгорелась нешуточная конкурентная борьба, нередко выходящая за рамки здоровых  форм.

По оценке экспертов, оконный рынок растет на 20—30 % ежегодно и в ближайшей пятилетке сохранит этот потенциал. При этом пластик на рынке серьезно теснит конструкции из металла и дерева: в прошлом году доля деревянных оконных блоков сократилась с 40 процентов до 24, а изделий из ПВХ выросла с 45 до 59 процентов. 

Суммарный объем продаж профилей за 2006 год, по некоторым оценкам, составил около 1 — 1,3 миллиона погонных метров на сумму 90 — 100 миллионов долларов. Любопытно, что самое большое число работающих фирм ориентировано на частных потребителей. 

В настоящее время в Беларуси около 270 компаний занимается производством окон. При этом крупными из них могут считаться не более 20. Они и делят между собой, как минимум, две трети рынка. За оставшуюся долю борются мелкие и средние фирмы. Конкуренция жесточайшая, ежегодно около 40 — 50 компаний сходят с дистанции, но примерно столько же появляется новых. 

Все без исключения крупные компании — производители окон отмечают неприятную тенденцию: барьер входа на этот рынок за последние несколько лет снизился в десятки раз. 

— Если в середине 1990-х инвестиционная стоимость предприятия считалась чуть ли не самой высокой и без $ 250 — 300 тыс. нечего было и думать об открытии производства окон из ПВХ, то ныне стартовый комплект оборудования стоит около 30 тысяч евро, — говорит директор одной из компаний Вячеслав Френкель. 

В середине 90-х пионерам рынка приходилось практически с нуля формировать всю необходимую инфраструктуру. В частности, создавать сразу два производственных участка: сборочное производство ПВХ-профилей и по изготовлению стеклопакетов. Но самой большой головной болью тогда была логистика поставок комплектующих, которые импортировали из Европы и Азии. Тогда только оборотные фонды среднего сборочного белорусского предприятия приближались к миллиону долларов. 

Сегодня подержанный сварочный станок и два сборочных стола — минимальный комплект для производства стеклопакетов — можно приобрести за 15 тысяч евро. Комплектующие и материалы без проблем приобретаются у местных производителей ПВХ-профиля и дилеров иностранных компаний в Беларуси. Примечательно, что резкий скачок количества отечественных производителей произошел после того, как в Минске в 2003 году заработали первые специализированные оптовые склады. 

Постепенно «оконный» бизнес из категории элитного перешел в разряд гаражных производств. 

— Поставщики комплектующих для производства окон отмечают, что объемы «дешевых» заказов у них постоянно увеличиваются, — объясняет директор по маркетингу одной из компаний Игорь Боташев. — Значит, мелкие производители, как могут, экономят на издержках, чтобы снизить себестоимость. А это очень плохо для потребителя. Так как грань между низкой ценой и откровенным демпингом для товара с неочевидными потребительскими свойствами очень легко перейти. 

Между тем разница в 10 — 20 долларов нередко становится решающей для потребителя. Другой вопрос, что потом могут возникнуть проблемы с качеством окна: через несколько месяцев оно может протечь, рамы — провиснуть, или случатся другие неприятности. 

Бывают случаи, когда «гаражное» производство окон ПВХ создается под конкретную новостройку. Возводится многоподъездный жилой дом, а рядышком в подсобке работает сборочное производство окон ПВХ, которое и закрывает «глазницы» нового объекта. Естественно, все вопросы о монополии на поставку окон заранее оговариваются со строителями здания, чаще всего — за отдельное вознаграждение. Ведь для остекления, скажем, трехподъездной 9-этажки требуется 300—400 стеклопакетов. Такие объемы плюс полная экономия на качестве позволяют несколько месяцев безбедно существовать маленькой оконной фирмочке. Она исчезает, как только заказ выполнен, а учредители идут договариваться со строителями на следующий объект… 

Увы, пока в этом сегменте есть большая лазейка в законодательстве для успешного бизнеса «отверточных сборщиков». Дело в том, что в Беларуси как таковой отсутствует стандарт для окон ПВХ, что дает возможность некоторым производителям весьма свободно подходить к производственному процессу. Соответствовать стандартам должны профили и стекла. Эти две комплектующие основные, но являются лишь вершиной айсберга: ПВХ-окно собирается из 50 — 60 деталей. Эти изделия, как правило, обязательной сертификации не подлежат, и на них-то можно бессовестно экономить. 

Одна из самых заметных тенденций на рынке окон из ПВХ — формирование принципиально новой географии поставок комплектующих. Львиную долю необходимого ПВХ-профиля белорусские производители приобретают на предприятиях так называемого «Золотого кольца». После введения в России 10-процентных таможенных пошлин некоторые крупные европейские игроки просто переместили свое производство в Россию, открывая свои представительства в подмосковных городках. Постепенно на рынок начали выходить и собственно российские бренды, которых сегодня несколько десятков. 

К сожалению, белорусские «экструзионщики» пока не могут похвастаться своими выигрышными позициями на рынке. В республике в этой нише работают только два предприятия, и третье должно стартовать в этом году в СЭЗ «Минск». 

А вот поставки фурнитуры осуществляются по-прежнему из стран Западной Европы. Впрочем, сегодня комплектующие нижней ценовой категории чаще уже закупают в Китае и Турции. По качеству они проигрывают европейским, но выбор определяет их невысокая стоимость. К тому же у крупных азиатских производителей уже открыты свои представительства в Москве, через которые и осуществляются поставки в Беларусь. 

Правда, сотрудничать с российскими складами не всегда легко. Даже самые благополучные московские операторы нередко испытывают хронический дефицит оборотных средств. Поэтому большинство требует предоплаты 70 — 100 процентов. Российский же ПВХ-профиль отличается сезонностью: с середины июня по декабрь он буквально нарасхват. Но дефицит ощущают даже российские производители окон, белорусским вообще перепадают в эти месяцы крохи. Нередко выполнения заказа на поставку профиля от россиян белорусским фирмам приходится ждать по нескольку недель, а то и месяцев. А ведь для рынка строительства лето — самый жаркий сезон, который год кормит. И подобные простои выливаются в серьезные убытки. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter