Окно в страну надежды

В Червенском интернате для детей-инвалидов открыли новый жилой корпус. Почти 190 детей с особенностями психофизического развития переехали в новый дом только месяц назад, а в списке на рассмотрение уже числится около 40 новых детских имен — слава о новом корпусе пронеслась по стране задолго до церемонии перерезания красной ленточки. А у приемной комиссии во главе с министром труда и социальной защиты Антониной Моровой самым повторяемым словом при обходе новостройки стало “красота...”.
70 лет в казармах
История этого дома-интерната насчитывает почти 70 лет. До 1937 здесь располагалась артиллерийская часть. А когда ее перевели в Марьину Горку, в червенских корпусах поселились дети-инвалиды с физическими недостатками. Во время войны большинство детей настигла такая судьба, от которой и здоровый человек может с ума сойти: многих брошенных детей расстреляли, а некоторых использовали как доноров крови для раненых немецких солдат. После победы над Германией интернат сразу необходимо было восстанавливать — к физическим инвалидам добавились и сироты, пережившие ужасы войны. С 1954 года главными жителями интерната стали дети с особенностями психоневрологического развития.
Если “лета нету”, значит, ребенок развивается
Новое здание мало похоже на казенное и мрачное — интернат. Плавательный бассейн, небольшие современные спальни, удобные кухоньки, ванная и туалет почти в каждой комнате, игровые комнаты с таким количеством игрушек, что глаза разбегаются. На стенах — фотографии детей и нарисованные мультяшные герои. Одним словом, интернат превратился в то, чем он и должен быть для двух сотен маленьких людей, — в уютный дом.
Логопеда Светлану Георгиевну Бойко некоторые дети называют Георгиевна. Кому сложнее, говорят Света.
— Нагрузка здесь, конечно, потрясающая, поэтому когда я прихожу домой, то прошу только тишины. Но, с другой стороны, среди этих детей нет энергетических вампиров — они делятся своей энергией. Я не придумываю, — убеждает Светлана. — Иногда приходишь без настроения, а они говорят: “Какая ты красивая!”, или “Какая у тебя новая кофта!”, или “У тебя новая прическа!”. И настроение сразу меняется, потому что понимаешь: эти ребята не хитрят, а искренне делятся своими переживаниями.
— Светлана Георгиевна, таких детей можно вылечить и подготовить к жизни?
— Вообще-то это не лечебное заведение. Нам нужно поддерживать их состояние. Но вместе с тем... За девять лет моей работы нескольких детей родители забрали домой. Потому что мы изменили их диагноз в лучшую сторону, и они могут начинать процесс обучения в интернатах другого уровня. А как дети радуются своим успехам! Наша Тома научилась говорить слово “ле-та”, а “зима” у нее пока не получается. И на вопрос “Какая сейчас пора года?” она отвечает: “Лета нету”. То есть у них идут свои процессы мышления, которые нам надо поддерживать и развивать.
Ирландское счастье
Во время торжественного открытия и экскурсии по новому зданию я обратил внимание на одну иностранную пару. Дело не в английском языке, которым они выделялись, а в том, что к ним постоянно кто-то подходил и радостно приветствовал. Иностранцами оказались Вильям О’Мара и Тереза Флин, представители ирландской общественной организации “Барренский чернобыльский проект”.
— Мы сотрудничаем очень давно, — рассказывает Лариса Ефименко. — Еще совсем недавно многие наши дети ездили в Ирландию на оздоровление. Сейчас Вильям О’Мара, руководитель проекта, помогает приобретать игрушки, памперсы, витаминизированное питание. В новом здании ирландцы оборудовали уникальную сенсорную комнату для психологической разгрузки.
— Я впервые приехал сюда в 1997 году, увидел старое здание и понял: здесь нуждаются в помощи, — вспоминает Вильям. — И то, что сегодня достигнуто, — результат огромной работы. На вашу страну обрушилось страшное несчастье, поэтому очень здорово, что государство выполняет свою задачу по решению последствий чернобыльской трагедии, в частности, открывая новый интернат.
Надо было видеть, как радовались дети, увидев Вильяма и Терезу, медсестру из Ирландии.
— Как вы общаетесь с детьми, которые не говорят на английском?
— Вы знаете, многие из них и на русском почти не говорят, — подчеркнула Тереза. — Мы говорим своими сердцами.
Что дальше? По словам начальника управления по труду и социальной защиты Червенского райисполкома Михаила Самца, с открытием нового корпуса есть возможность увеличить численность детей в интернате примерно на 200 человек. Кроме того, здесь планируется создать отделение для реабилитации молодых инвалидов (после 18 лет). Ну а пока дети начинают жить в новом мире, где радостей и игрушек будет намного больше, чем в старом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter