Окно в Россию уже давно «прорубили» на Белорусском цементном заводе. И теперь покоряют мировые рынки

На костюковичском цементном давно забыли, что такое «работать на склад». Огромный ангар цеха упаковки не знает отдыха круглые сутки. Меняются смены, рабочие бригады и дни недели. Неизменен только норматив: тринадцать секунд – и немецкий рота-пакер, сделав полный оборот, отдаст очередную порцию 25-килограммовых мешков с цементом. Дальше – черная лента транспортера, гулкая пустота вагонов и прицепных фур. Все: производственный цикл окончен. Через полчаса многотонные авто уже спешат к белорусским заказчикам. Груженые железнодорожные составы — к европейским…
На костюковичском цементном давно забыли, что такое «работать на склад». Огромный ангар цеха упаковки не знает отдыха круглые сутки. Меняются смены, рабочие бригады и дни недели. Неизменен только норматив: тринадцать секунд – и немецкий рота-пакер, сделав полный оборот, отдаст очередную порцию 25-килограммовых мешков с цементом. Дальше – черная лента транспортера, гулкая пустота вагонов и прицепных фур. Все: производственный цикл окончен. Через полчаса многотонные авто уже спешат к белорусским заказчикам. Груженые железнодорожные составы — к европейским… Третий не лишний. У завода с блистательным белорусским сегодня — непростое советское вчера. Он проектировался в середине восьмидесятых, в тяжелые времена, когда республика задыхалась от недопоставок цемента. В 1987 году на только-только начавшейся стройке даже лично побывал президент СССР Михаил Горбачев. Шутка ли, первый в мире завод, работающий на «сухом» способе. Уже тогда на будущее предприятие возлагались большие надежды, выходившие далеко за рамки маленькой республики. Брянск, Смоленск, Псков – такова ближайшая производственная география, на которую нацеливали белорусский новострой союзные экономисты. Просчитались в главном: распался сам Союз. А вместе с ним «замерзла» и стройка. Ходить бы ей и по сей день в «недорослях», если бы не первый директор Михаил Василенко. Выбегал. Доказал. Убедил… Осенью 1996 года в республике под сенью двух гигантов-конкурентов в Красносельске и Кричеве начал свою работу Белорусский цементный завод. Третий. И как оказалось, не лишний… Сейчас БЦЗ – это хорошо известный бренд. Один из лучших сортов цемента не только в Беларуси и СНГ, но и в мире. Второе место в негласном соревновании предприятий отрасли и более семисот пятидесяти тысяч тонн продукции в год. Наконец, это градообразующее предприятие, которое обеспечивает тысячу рабочих мест и щедро подпитывает маленький уютный райцентр. Путешествие из Петербурга в Москву. Спросу на главный костюковичский стройматериал можно лишь удивляться и по-хорошему завидовать. Его знают и ждут в Смоленске. Ему рады в Пскове и Брянске. Все российское приграничье сегодня застроено не каким-нибудь – нашим, белорусским цементом. Цифры лишь подтверждают признание отечественного качества и приемлемость цены. 2002 год: в Россию уходит полторы тысячи тонн стройматериала. 2003-й – двадцать шесть. Что и говорить, приятная динамика, но… Приграничные районы и области – это уже «завоеванные» рубежи. Подтверждение давних, советских еще прогнозов… — Сейчас самое главное для нас — рынок Северо-Запада России: прежде всего Петербурга и Москвы. Пока же с общероссийским сертификатом качества вышла небольшая заминка. Документы на его получение мы уже подали в Мосэкспертизу. Ждем ответа, — рассказывает начальник отдела внешнеэкономических связей Белорусского цемзавода Татьяна Суслова. – Дело тут вот в чем: после трагедии в московском аквапарке мэрия Белокаменной резко ужесточила требования именно по цементу, чем серьезно озадачила производителей. Впрочем, лишняя проверка нас не пугает. Это ведь не придирка и не палка в колесо соседа-конкурента, а объективное требование безопасности… Если говорить о качестве, то за него перед московскими экспертами краснеть уж точно не придется. Это политика и гордость завода. Это серьезные инвестиции, которые из года в год дают щедрые и вполне заслуженные дивиденды. «Лучший товар Республики Беларусь» (2002 и 2003), «Лучший товар Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» (2003), «Лучший строительный продукт года» (2004), «Лучший…» – одних только белорусских регалий не счесть. Не говоря уже о сертификатах стран-импортеров из ближнего и дальнего зарубежья. Их бесконечное множество, но один обойти стороной просто нельзя. В феврале этого года Белорусский цементный получил сертификат соответствия стандартам Евросоюза. Это значит, что теперь заветная маркировка СЕ есть и на отечественном цементе с костюковичской «пропиской». Транспортное «но» производственного «пирога». — Наш основной рынок сбыта был и остается здесь, в Беларуси: за восемь лет мы отыскали и заняли свою нишу, выстояли в конкурентной борьбе и обзавелись постоянной клиентурой. Однако и доля экспорта в производственном «пироге» немалая. Тридцать процентов. И это далеко не только Россия, — показывает карту Европы генеральный директор БЦЗ Владимир Киселев. – Польша и страны Балтии пока что наши главные и самые стабильные партнеры на зарубежном рынке. Но мы не стоим на месте. В этом году возили свой цемент в Словению, впервые начата отгрузка в Финляндию высокой марки портланд-550 «Рапид». Да что Финляндия, заказы идут со всего мира: Иран, Ирак, Судан, Латинская Америка. Запросов масса, но… Практика показывает: возить цемент выгодно только на небольшие расстояния. Пятьсот—семьсот километров. Да, это дешевый товар, но страшно тяжелый. В итоге, «лишние» километры, помноженные на железнодорожный тариф, дают печальный итог. Нерентабельно. Варианты просчитывались самые разные: от использования морских портов — до создания представительств в отдаленных регионах континента. Опять же, увы… Но экономисты и маркетологи предприятия не хотят сдаваться и по-прежнему ищут более эффективные схемы доставки. Завод тем временем делает упор на энергосберегающие технологии, снижает себестоимость продукции и мечтает о запуске второй технологической линии. Той, что выведет предприятие в лидеры республики и проложит экономический мостик до самых отдаленных уголков Евросоюза. На снимке: Белорусский цементный завод — отечественный производитель европейского уровня.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter