Выставка к 150-летию Фердинанда Рущица в НХМ: подаренные картины, архивные снимки и книга о художнике

Окно в мир Фердинанда Рущица

2020 год отмечен в календаре ­­ЮНЕСКО как Год Фердинанда Рущица: наследие выдающегося художника-символиста считается достоянием сразу нескольких стран — Беларуси, Литвы и Польши, при этом сам Рущиц — яркий представитель русской классической школы живописи. Выставка к 150-летию мастера кисти готовилась в Национальном художественном музее давно, однако пандемия и связанные с ней ограничения заставили отодвинуть событие с начала на конец ноября, а также серьезно пересмотреть концепцию экспозиции.

Выставку посетил министр культуры Анатолий Маркевич.

До недавнего времени в фондах Национального художественного музея хранилась только одна работа Фердинанда Рущица — всем знакомая картина «У костела» 1899 года, приобретенная в 1957 году у ленинградского коллекционера А. И. Шустера. В ноябре 2019 года в музее появились еще три живописные работы мастера, которые относятся к раннему периоду его творчества. Картины были приобретены у внука художника при финансовой поддержке почетного консула Беларуси в Лозанне Андрея Нажескина и переданы в дар НХМ. Все они сегодня доступны зрителю в рамках подготовленной экспозиции: каждый может оценить непередаваемую красоту мазка Фердинанда Рущица и неповторимо нежное, трепетное отношение к природе и родным местам, которые читаются в его произведениях.

— Выставка оставит большой, серьезный след в мероприятиях этого года, — уверен министр культуры Беларуси Анатолий Маркевич. — А белорусский зритель будет иметь возможность прикоснуться к наследию великого человека. Хотел бы высказать благодарность Национальной комиссии по делам ­­ЮНЕСКО и ее председателю — министру иностранных дел Владимиру Макею, Минскому областному и Воложинскому районному исполнительным комитетам за работу по сохранению памяти нашего земляка и, конечно, Национальному художественному музею Республики Беларусь.

«Дом с палисадником».

Тот факт, что европейские границы с весны на замке, не позволил привезти в Беларусь произведения Фердинанда Рущица из зарубежных галерей, хотя такие договоренности были, — в итоге изображения транслируют в музейных залах при помощи мультимедиа. Организаторы пошли по иному пути: выставка в НХМ отражает не только творчество пейзажиста, декоратора и педагога, но и знакомит нас с его ближайшим профессиональным окружением.

Как итог — зритель получает прекрасную возможность взглянуть на произведения художника в контексте эпохи, а это для истинного ценителя и знатока не менее любопытно, чем детальное погружение в работы самого мастера.

Рущиц оканчивал одно из самых серьезных высших художественных учебных заведений в Российской империи — Высшее художественное училище при Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Учителями его были такие признанные мастера, как Иван Шишкин и Архип Куинджи, а соучениками-однокурсниками — Николай Рерих, Константин Богаевский, Вильгельм Пурвитис, Аркадий Рылов... Их работы помогают понять, в каком творческом окружении формировался и креп дар молодого пейзажиста. Еще один раздел выставки отдан ученикам Фердинанда Рущица — выдающимся белорусским художникам Петру Сергиевичу и Михаилу Севруку; нашему вниманию предстают и картины пусть менее прославленных, но не менее любопытных авторов — Марьяна Богуша-Шишки и уроженца Несвижа Кузьмы Чурило.

«У костела».

Дополняют экспозицию также произведения современных белорусских авторов: вот уже два года подряд Белорусский союз художников проводит пленэры в Богданово — местечке на Воложинщине, где находилось имение Рущицев. Богданово — родина художника, это место, безусловно, заслуживает того, чтобы приезжать сюда и творить, убежден начальник отдела идеологии, культуры и по делам молодежи Воложинского райисполкома Викентий Адамович:

— Художник говорил, что душа его всегда остается в Богданово. В жизни Фердинанда Рущица были Минск и Петербург, Варшава и Краков, Париж и Берлин, но деревня Богданово оставалась тем кусочком земли, куда он возвращался из близких и далеких путешествий, где ждали его старый дом и его семья.

Именно в Богданово на рубеже XIX — ХХ веков живописец создавал самые известные свои работы, родные окрестности и природа служили для него бесконечным источником вдохновения. Каким было имение при жизни художника, можно увидеть на уникальных архивных фотографиях времен Первой мировой войны: снимки предоставил музею частный коллекционер Владимир Богданов.

«Крыши на Губернаторской улице в Минске».

Выставка в Национальном художественном музее — главное мероприятие из целого ряда событий Года Рущица в Беларуси, торжественное открытие которого состоялось 27 февраля в Национальном художественном музее, напомнил генеральный директор НХМ Владимир Прокопцов:

— В подготовке к 150-летнему юбилею художника поучаствовали Министерство связи и информатизации и РУП «Белпочта»: 5 ноября состоялось торжественное гашение конверта с маркой, посвященной Фердинанду Рущицу. К знаменательной дате Национальный банк выпустил серебряную и медно-никелевую монеты. Планировалось, что их можно будет купить в музейном киоске, но пандемия внесла свои коррективы, поэтому ищите их в банках. Министерство информации также поддержало идею и профинансировало выпуск альбома «Небо и земля Фердинанда Рущица» в издательстве «Белорусская Энциклопедия им. Петруся Бровки» на самом высоком полиграфическом уровне.

С творчеством и жизнью основоположника белорусской школы пейзажа знакомит выставка в Национальном художественном музее.

Книга, выхода которой специалисты ждали весь год, написана и подготовлена Владимиром Прокопцовым: часть ее посвящена биографии Рущица, причем интересен богатый иллюстративный материал, большое количество ранее не публиковавшихся архивных фотоснимков. Дополняют биографическое повествование и искусствоведческий анализ репродукции картин художника, собранные из всех зарубежных музеев: труд поистине титанический и позволяющий получить исчерпывающую информацию о творческом наследии мастера.

Вообще, стоит отметить безупречный вкус, с которым подошли в Национальном художественном музее к проведению знакового юбилея. Современные подходы органично сочетаются со строгой академической подачей, и в выставочных залах нам открываются окна в эпоху и мир Фердинанда Рущица.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Владимир ШЛАПАК