Наши походы по кабинетам разных чиновников чаще всего связаны с решением жилищно–бытовых и личных проблем: кому–то надо стать в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, кому–то согласовать ремонт в уже имеющейся квартире, кому–то получить паспорт, пособие или пенсию... Чтобы хождение по кабинетам не было синонимичным хождению по мукам, несколько лет назад в стране активно заговорили о необходимости внедрения принципа «одного окна», дебюрократизации государственного аппарата, совершенствовании административных процедур, упрощении работы с гражданами. Что на сегодняшний день уже сделано и что еще предстоит изменить? С этим и другими вопросами мы обратились к заместителю директора Национального центра законодательства и правовых исследований Людмиле ПАНФЕРОВОЙ.
— Основная идея реформирования проста, — говорит Людмила Андреевна. — Деятельность государственного аппарата должна быть неразрывно связана с интересами людей и направлена на максимальное удовлетворение их потребностей. Это ключевой момент в построении государства для народа, для человека, о чем неоднократно говорил Президент. Граждане должны ощущать себя не просителями у власти, а ее равноправными партнерами. Важнейший способ совершенствования государственного управления — дебюрократизация госаппарата. И это не столько изменение его структуры и численности, сколько совершенствование стиля и методов работы госслужащих. Вопросы, с которыми обращаются люди, должны рассматриваться быстро и профессионально. Поэтому на сегодняшний день много внимания уделяется совершенствованию порядка рассмотрения обращений граждан, реформированию административных процедур и прежде всего внедрению принципа «одного окна».
— Можно ли сейчас говорить о каких–либо достижениях на этом пути?
— Да, многое уже сделано. По всей стране в подразделениях, где осуществляются административные процедуры, то есть выдаются какие–либо справки или документы, установлен удобный для населения режим работы: с 8 до 20 часов. Сейчас уже людям практически не приходится простаивать в очередях, получая паспорт, адресную социальную помощь, регистрацию по месту жительства, регистрацию автомобилей, становясь на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и т.д. А ведь раньше, чтобы попасть, скажем, на прием в службу по регистрации имущества, занимать очередь приходилось за несколько часов до начала работы службы.
Были и другие случаи. Например, требовали от гражданина документы, которые могли запросить сами, или же бумаги, не имеющие прямого отношения к выдаваемой справке. Случалось, доходило до абсурда: человека заставляли приносить справку, которая выдавалась в соседнем кабинете. Так создавалась иллюзия загруженности и занятости многих чиновников.
Теперь, чтобы получить элементарную справку, гражданину не надо обходить множество инстанций, проходить кучу согласований и визирований. Благодаря введению принципа «одного окна» государственные органы все это запрашивают самостоятельно.
Во многих исполкомах и райисполкомах выделены специальные подразделения по обслуживанию населения, которые так и называются: служба «одно окно». Работает единый справочный номер 142, на который из любого региона страны можно позвонить и получить разъяснения о порядке осуществления различных процедур.
Чтобы гражданам было проще ориентироваться в массиве законодательства, в прошлом году был утвержден перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан. В нем более 600 пунктов. Там четко прописано, какие документы должен представлять гражданин, указан срок осуществления процедур, стоимость, а также срок действия справки или другого выдаваемого документа.
— В чем заключается дальнейшее совершенствование этой системы?
— Сегодня основные усилия сконцентрированы на внедрении в практику предписаний уже принятых нормативных правовых актов, мониторинге их применения, разъяснительной работе. Конечно же, они будут корректироваться с учетом выявленных на практике проблем и недостатков. Например, сейчас разрабатывается закон, который, в частности, расширяет сферу применения законодательства об административных процедурах, регламентирует правила подведомственности этих процедур, уточняет порядок обжалования принятых решений и т.д.
Ведется работа и по уточнению перечней представляемых гражданами документов, размеров платы, сроков осуществления процедур и т.д. Уже подготовлен проект соответствующего указа.
— А как на сегодняшний день можно защитить себя в том случае, когда сталкиваешься с нарушениями? Например, пришел на прием, а кабинет закрыт или от тебя требуют лишние документы?
— Для защиты своих прав есть достаточно широкие возможности. В частности, можно пожаловаться руководителю той организации, в которой допущено нарушение. Можно сделать соответствующую запись в книге замечаний и предложений или отправляться в вышестоящий орган. Информация о таковом должна обязательно размещаться на информационном стенде каждого учреждения.
Если от вас требуют документы, а также сведения, не предусмотренные законодательством, или, например, вовремя не выдают необходимую справку, или неправомерно взимают плату, вы вправе идти в Комитет госконтроля. Такие нарушения — повод для составления протокола об административном правонарушении. Наконец, можно обратиться к нам. На сайте Национального центра законодательства и правовых исследований создана специальная рубрика «Дебюрократизация административных процедур» (http://www.center.gov.by/debur). Эта рубрика предназначена для рассмотрения замечаний и предложений. Сюда можно присылать как жалобы, так и дельные идеи.
— Вы сказали, что одно из направлений дебюрократизации — совершенствование порядка рассмотрения обращений граждан. Не так давно принят новый Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц». Какие новшества нас ожидают?
— Новый закон вступит в силу 22 января 2012 года. Это будет комплексный законодательный акт, объединяющий все права и обязанности граждан и организаций, рассматривающих обращения. Он определяет подробный порядок рассмотрения всех обращений, в том числе записей, внесенных в книгу замечаний и предложений. Теперь человек в одном документе сможет найти ответы на интересующие его вопросы, в частности: кто, что и в какой срок должен ответить на его обращение.
В законе имеется ряд существенных нововведений. Например, достаточно острую полемику в средствах массовой информации породила норма, предоставляющая право по решению руководителя организации применять при осуществлении личного приема технические средства (аудио– и видеозапись, кино– и фотосъемку), при условии, что заявитель будет уведомлен об этом до начала приема. Вместе с тем она включена, прежде всего, чтобы защитить права и законные интересы граждан, а также исключить случаи уклонения от ответственности должностных лиц, допускающих грубость и хамство.
Наиболее существенное нововведение — закрепление в законе порядка рассмотрения электронных обращений. Наравне с рукописными письмами человек сможет направлять в государственные органы и организации электронные послания. Электронная почта и специальные рубрики вскоре появятся на всех официальных сайтах госорганов и организаций. Важно учитывать, что электронное обращение должно содержать все те же реквизиты, что и письменное. Не нужна лишь личная подпись. Электронно–цифровая тоже не нужна. Достаточно указать фамилию, имя и отчества, место проживания. Анонимные послания, скорее всего, будут оставаться без рассмотрения. Ну а на все остальные граждане получат ответы либо по почте, либо по интернету.
Обращаю внимание, что обязательность рассмотрения электронных обращений вводится лишь для государственных органов и государственных организаций. В негосударственных организациях решения о рассмотрении электронного обращения будет принимать руководитель.
Кроме того, в законе содержится ряд норм, направленных на совершенствование и упрощение существующего порядка рассмотрения обращений, а также на предотвращение злоупотребления правом на обращение.