«Окно» стало шире

Упрощена процедура регистрации домов и земли
Упрощена процедура регистрации домов и земли

Еще вчера, для того чтобы зарегистрировать частный дом, у которого несколько владельцев, всем им предстояло в определенный день и час собраться вместе, предварительно подготовив пакет необходимых документов. Иначе владеть и пользоваться домом было можно, а распоряжаться, то есть продавать, дарить, завещать — нет.

— Но один собственник может уехать в отпуск, другой — заболеть, третьему просто неохота заниматься оформлением бумаг, а у вас планы на недвижимость горят, — рассуждает Андрей Гаев, заместитель председателя Госкомитета по имуществу. Притчей во языцех в комитете стала история одного дома, владельцы которого не могли договориться и узаконить строение в течение 8 месяцев. На что жаловались во все возможные инстанции. «Отныне оформлением документов на общее имущество может заниматься один из собственников, заручившись лишь согласием всех остальных, — продолжает Гаев. — Мы выполнили требование Президента о внедрении принципов «одного окна» и внесли соответствующие изменения в закон о регистрации недвижимого имущества».

Кроме того, теперь земельный участок, на котором расположено переходящее из рук в руки здание, переоформляется на нового собственника автоматически. «Когда человек покупает дом, он подает одновременно два заявления: о регистрации сделки и переходе права владения землей, которое затем наши службы направляют в исполком, — рассказывает Георгий Кузнецов, председатель Госкомимущества. — А по прошествии определенного времени получает комплект документов, закрепляющий его права на объект недвижимости — землю и строение на ней». Упростил новый закон и жизнь индивидуальных предпринимателей. Прежде им необходимо было заверять сделки купли–продажи зданий у нотариуса, теперь достаточно скрепить договор собственными реквизитами.

Но перечисленными нововведениями процесс совершенствования регистрационного законодательства не ограничивается. Минстат готовит новые поправки в статотчетность. По официальным данным, строители потрудились на славу и за 9 месяцев года ввели в эксплуатацию в общей сложности 3 миллиона 136 квадратных метров жилья. Но все ли счастливые обладатели этих квадратных метров стали новоселами? Увы, зачастую на полгода, а то и больше они пополняют ряды граждан... без определенного места жительства. В юридическом смысле. В качестве примера в Госкомимуществе приводят эпопею с жилым домом по Игуменскому тракту, 24 в Минске. Многоэтажка была введена в эксплуатацию 30 ноября 2005 года, зарегистрирована — 12 сентября 2006–го. Иными словами, без малого год люди не могли ни прописаться, ни оформить построенные за свои деньги квартиры в собственность.

Кстати, это далеко не самый вопиющий случай. Читатели рассказывают нам житейские истории похлеще: иногда в эксплуатацию принимаются фактически недостроенные дома. Почему — понятно. Планы напряженные. И строители, и компетентные приемные комиссии, как правило, заинтересованы в их перевыполнении. Однако нужны ли такие авралы людям и стране? «Инвесторы и застройщики должны сдавать в эксплуатацию и регистрировать дома одновременно, чтобы человек на следующий день имел возможность прописаться и оформить свои права на квартиру», — уверен Георгий Кузнецов.

И с этим трудно не согласиться.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter