Знаменитая "Глебовка" обзавелась собственной художественной галереей

«Окно», открытое для всех

К собственному 70–летию Минский государственный художественный колледж им. А.Глебова, больше известный под чуть фамильярным названием «Глебовка», преподнес шикарный презент всем нынешним и будущим студентам. В одном из залов учебного заведения открыли новенькое «Окно» — современное выставочное пространство, где свои работы могут представлять не только лучшие ученики и преподаватели, но и уже признанные мастера изобразительного искусства.


К солидной юбилейной дате, которую «Глебовка» отмечала весь 2017 год, в колледже (или «училище», как по старинке величает его старшее поколение скульпторов и художников) начали готовиться еще в 2016 году. В стареньком доме по улице Петруся Бровки, куда студенческие мастерские переехали почти 10 лет назад, сделали большой ремонт. Увы, но своего собственного помещения у известнейшей в стране кузницы художественных кадров по–прежнему нет. С тех пор как историческое здание, в котором когда–то располагалась «Глебовка», в 2008 году признали аварийным и снесли, ученики и педагоги вынуждены были скитаться по всему Минску. Весь 2009 год мастерские «квартировали» в трех разных точках — на минских улицах Менделеева, Рафиева и Богдановича. Чуть позже администрация нашла пустующее помещение на ул. Петруся Бровки — туда и переехали.

Несмотря на годы стесненных условий, директор учебного заведения Александр Шантарович сохраняет бодрость духа и старается по максимуму обустроить здание и обжиться в тех стенах, которые есть у «Глебовки» сейчас. Он уверен, что собственная художественная галерея — важный шаг на пути компромисса между «своей» и «чужой» территорией колледжа:

Директор «Глебовки» Александр Шантарович и профессор Владимир Зинкевич (справа).

— Когда именно мы обрастем новой площадью, сказать сложно. Все думали, надеялись, что если не в этом году, так в следующем. Не в следующем, так через год... Но прошло уже почти 10 лет, из этих стен выпустились сотни талантливых ребят. Мы долгие годы выставляли их работы на разных площадках — от художественной галереи Михаила Савицкого (кстати, нашего выпускника) до Нового театра и театра белорусской драматургии. Но со временем пришло понимание, что нам нужно личное выставочное пространство. В котором мы были бы не гостями, а полноправными хозяевами.

Новая галерея, не сомневается Александр Валерьевич, изменит художественную жизнь «Глебовки» к лучшему. Ведь не зря просторный белый зал получил название «Окно»:

— С одной стороны, это окно, которое даст возможность нашим ребятам выходить в свет, показывать свое творчество всему культурному миру. С другой — через наше окно студенты смогут заглянуть в творчество больших художников, которые будут у нас выставляться. Причем будем звать в гости выпускников не только «Глебовки», но и других учебных заведений.

Планируется, что со временем в новой галерее разместится и часть богатейшего художественного фонда колледжа. Сейчас он насчитывает почти 2,5 тысячи работ — хватило бы на несколько крупных картинных галерей. Самая ранняя из сохранившихся, кисти художника (и по совместительству первого директора минского худучилища) Ивана Красневского, датирована 1953 годом. Пока ее показывают лишь самым дорогим гостям — это своего рода «глебовская» реликвия. А вот работ Алексея Глебова, чье имя колледж носит с 1969 года, здесь всего ничего. Точнее, вовсе одна: оригинальную «Пловчиху» в дар в свое время передал сын мастера.

Среди знаменитых выпускников «Глебовки» — все те, чьи имена в белорусском советском искусстве давно стали знаковыми: Михаил Савицкий и Леонид Щемелев, Георгий Поплавский и Май Данциг, Василий Цвирко и Иван Миско, Арлен Кашкуревич и Виктор Громыко. Заведующий кафедрой монументально–декоративного искусства Белорусской академии искусств Владимир Зинкевич ностальгирует:

— Помню свое поступление в середине 1960–х. Это было единственное училище в стране, которое готовило специалистов изобразительного и декоративно–прикладного искусства. Конкурс сумасшедший, по 20 человек на место. Пришел поступать, а у оперного театра уже стоит огромная толпа: попасть сюда на учебу хотелось всем. Я поступил сразу, и началось новое время моей жизни... На открытии галереи я будто бы снова окунулся в годы своей юности. Качество работ и отношение к творчеству сохранилось, уровень работ высочайший. «Глебовка» была, есть и будет школой серьезного качественного образования, но со своей особой творческой атмосферой.


В мастерской еще одного знаменитого выпускника «Глебовки», народного художника Василия Шаранговича, до сих пор висит его выпускная работа. Дочь мэтра, директор Национального центра современных искусств Наталья Шарангович, рассказывает:

— Отец очень гордится этим пейзажем. И считает его одним из своих самых лучших несмотря на то, что написан он еще в студенческие годы. Училище и тогда, и сегодня — это высокий уровень исполнительского мастерства, помноженный на многолетние традиции образования.

КСТАТИ

Не так давно фонд колледжа пополнился эскизом установленного в Полоцке памятника Франциску Скорине. Сын Глебова, Александр Алексеевич, подарил рисунок после научно–практической конференции «Наследие Франциска Скорины».

leonovich@sb.by

Фото Павла ЧУЙКО и Артура ПРУПАСА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter