Как на деле работает и от чего реально страдает наш малый бизнес, мой многолетний приятель Коля узнал на собственном опыте, когда перед прошедшей неделей дождей решил срочно поменять стеклопакет в спальне. Три створки старого деревянного сгнили, и они с женой плотно занялись: просматривали интернет, советовались со знакомыми, звонили по фирмам, коих сейчас много. Подкупила одна, сотрудник которой терпеливо подождал около дома часик, потому что окна измерить можно было, только когда проснется маленький ребенок. Измерили, подписали договор, внесли аванс, договорились, что важно, о времени работ (напоминаю, у них маленький ребенок). И что не менее важно, на свой последний вопрос: «А старые окна куда девать?» — жена соседа услышала веселый ответ: «Ну, здесь–то не оставим!»
На этом пролог «все для клиента» закончился, начались будни реального малого бизнеса.
— Можешь объяснить, почему малый бизнес не торопится за своими деньгами? — возмущался вечером упомянутый Коля. — У нас норму не выполнил, план не сделал — потерял в деньгах. А «малый бизнес установки стеклопакетов» не спешит — раз, обещания не выполняет — два, даже не перезванивает — три. У них там, видимо, все так хорошо, что ни денег, ни клиентов не надо? Чего ж тогда жалуются?
Оказалось, установщики приехали не то что не вовремя — а аккурат, когда ребенок, не дождавшись, «сломался» и потребовал идти спать. В процессе выяснилось, что конкретно эти мастера устанавливают только окна. А откосы — другие. Они приедут потом, но когда точно — неизвестно, а раз уже дело к вечеру, то, может, и завтра. И только твердая уверенность Колиной жены, что это нарушение договора, нервные созванивания с мужем и требования выполнить заранее обещанное склонили–таки ту бригаду сделать все сегодня. Пусть и к позднему вечеру.
— Я чего не пойму, — спрашивал у меня читающий газеты приятель, — у того ИП, с кем жена договор подписывала, есть, что ли, еще две бригады на субподряде? Не считая замерщиков–психологов?
Мне тоже показалось, что организация у индивидуального предпринимателя в данном случае больше похожа на строительно–монтажное управление, а он сам — на пресловутого прораба, производителя работ. Но мы с Николаем сошлись, что налоги оптимизируют все и всегда, поэтому — ладно, это дело житейское.
На лестничной клетке четвертого этажа в доме без лифта остались все три створки старого стеклопакета. Ну что ж, действительно — в квартире не оставили. Между тем отнести их на мусорку не под силу не только женщинам и пожилым людям. Нам с соседом это тоже не показалось легкой прогулкой. И вот уже у меня вопрос: почему малый бизнес этого не делает и даже не предлагает, пусть и за дополнительные деньги? Или мастерам поднимать наверх новые стеклопакеты, конечно, противно, но ничего не поделаешь, а вот нести вниз старые — это уж увольте. В конце концов, я — высококвалифицированный запенщик посадочных мест, так что сами должны понимать всю неуместность — так, что ли? А почему бы тогда «индивидуальному прорабу» не вызвать четвертую бригаду, простых грузчиков для завершающего, так сказать, штриха?
— Я уж не говорю про уборку своего, проще сказать, рабочего места, — подхватила Колина жена. — Навалили, простите, кучу мусора под подоконником и ушли, будто так и надо. У нас даже врачи (ну многие) свои бахилы носят, чтобы в чужую квартиру войти не разуваясь. У этих же про разуться и речи не было — в чем пришли, в том пошли!
А я, согласно кивая, думал, что никакие послабления и снижения нагрузок не заставят такой вот малый бизнес работать по–другому. Он — хозяин, бизнесмен, ИП — просто станет получать больше денег. А делать и он, и его бригады будут то же самое. Назовите мне хоть один разумный довод, почему это будет не так.
Поэтому я бы очень осторожно относился к посылам типа «малый бизнес — основа страны», «становой хребет государства» и прочим в таком духе. Малый бизнес (а еще «деловые круги», «бизнес–сообщество» и так далее) жалуется на неважное отношение к нему государства. А отношение общества — это как, не интересует? А зря. Может, если бы у общества было к предпринимателям другое отношение, многие проблемы с государством решились бы сами собой. Но для этого нужно эти отношения с обществом — с клиентами, с людьми — ценить и строить. Начать можно с малого — да хоть с моего приятеля.
— Знаешь, — сказал он, как бы подводя итог всколыхнувшей тихую семейную жизнь эпопее, — если бы я в прежние времена обратился в ЖЭС, не думаю, что геморрой был бы больше, — и грустно пошутил: — Так за что боролись?
Мы с ним не думаем, что именно ему после долгих поисков достался «худший в столице сервис по установке стеклопакетов». Думаем — средний, то есть — обычный. Поэтому приведу имя–название: «ИП Марук Алексей Лукьянович». Может, кому–то да пригодится. Может, даже и самому ИП.
mukovoz@sb.by
Частные вопросы к малому бизнесу
Окна роста
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.