Окна открыть!

В местах лишения свободы сегодня находится около 55 тысяч осужденных.
В местах лишения свободы сегодня находится около 55 тысяч осужденных. Это на 29 процентов свыше лимита. И еще немного цифр: у нас на 100 тысяч населения приходится 440 осужденных. Работают же с осужденными всего 7 тысяч сотрудников учреждений Комитета исполнения наказаний при МВД Беларуси. К слову, количество осужденных за последние 3 - 4 года стало на 10 тысяч меньше. Это - результат трех (!) амнистий за последние 5 лет, а также вступления в действие с 1 января 2001 года нового уголовного законодательства. Судами должно быть пересмотрено около 30 тысяч дел осужденных. Каждому из них будет либо смягчен режим содержания, либо они вообще выйдут на свободу... К примеру, на сегодняшний день пересмотрено более 15 тысяч дел, освобождены из мест заключения 1.300 человек.

Первое десятилетие истории независимой Беларуси запомнится, к сожалению, активизацией криминала. Хотя по количеству и жестокости преступлений было гораздо меньше, чем в других странах бывшего СССР. Но тенденция прослеживается четко: на фоне возникших экономических проблем и начавшегося расслоения белорусского общества криминал активизировался. Каждый год в республике регистрируется от 120 до 130 тысяч преступлений. А значит, возникает необходимость оградить общество от тех, кто преступил закон. Задача эта не из легких. Как она решается?

Основным направлением в сфере борьбы с преступностью в последние годы стало сочетание либерализации и ужесточения уголовного наказания. Тем самым государство пытается, с одной стороны, до минимума сократить количество осужденных за нетяжкие преступления, а с другой - ужесточить наказание людям, представляющим особую опасность для общества. К составляющим либерализации можно отнести, например, новые меры наказания, содержащиеся в Уголовном кодексе: арест, исправительные работы, ограничение свободы. Значительно расширен перечень преступлений, за которые предусмотрен лишь штраф. Если раньше за кражи типа "мешок картошки" давали по 1 - 3 года лишения свободы, то теперь, как правило, ограничиваются арестом до 6 месяцев. Здесь, правда, возникла другая проблема. В стране попросту нет арестных домов и арестантов содержат в следственных изоляторах, которые и так переполнены. Так что, если в ближайшее время не будет найдено около 26 миллиардов рублей на строительство арестных домов, гуманная идея может обернуться разочарованием. Так же как и внедрение таких новшеств, как общественные работы, ограничение свободы и пожизненное заключение. Их реализация тоже наталкивается на финансовые проблемы. Последняя мера наказания - пожизненное заключение - характеризует, кстати, сторону ужесточения белорусского уголовного законодательства. Кроме этой меры, введены 20 и 25-летние сроки лишения свободы за особо тяжкие преступления.

И все же как обстоят дела там, за "колючкой"?

По словам начальника Комитета исполнения наказаний при МВД Сергея Кадушкина, нет проблем с обеспечением осужденных в местах лишения свободы продуктами питания и предметами первой необходимости. Сегодня содержание одного осужденного в нашей стране обходится государству в 30 - 40 тысяч рублей в месяц. Да и сами осужденные вносят определенный вклад в свое содержание. Из общего числа осужденных трудоустроены 62,8 процента. В начале 90-х годов таких было только 25 - 30 процентов. Рентабельность производства совсем неплохая - 17 процентов. Для сравнения: в Советском Союзе показатель занятости был около 80 процентов. И считается, что больше трудоустраивать осужденных не стоит. По мнению руководства КИНа, занятость осужденных на производстве - один из самых важных вопросов. Во-первых, это уменьшает бюджетные затраты на их содержание, а во-вторых, позволяет высчитывать из их зарплаты средства в счет погашения предъявленных к ним судебных исков о возмещении материального и морального ущерба. А значит, повышаются шансы осужденного освободиться условно-досрочно. Ибо только возместив ущерб, человек может выйти на свободу. Вот почему столько внимания в КИНе уделяется специальной программе трудовой занятости.

- Мы вышли с ходатайством в Совет Министров и разработали государственную программу трудовой занятости лиц, содержащихся в местах лишения свободы, на 2001 - 2005 годы, - рассказывает Сергей Кадушкин. - Она предусматривает создание дополнительных рабочих мест за счет средств самих предприятий и за счет бюджета. Но при согласовании с министерствами финансов и экономики проект не получил поддержки из-за отсутствия финансирования. Решено вновь вернуться к этой теме в конце года. А пока КИНом разработан план мероприятий по созданию рабочих мест и развитию производства в 2001 году, что позволит создать дополнительно 2.300 рабочих мест.

В недалеком прошлом перевоспитание заключенных сводилось к "традиционным" методам - работе с кайлом или лопатой. Сейчас перевоспитание называется модным словом "реабилитация", и, кроме трудотерапии, оно включает целый комплекс мероприятий. Так, КИНом заключены договоры с рядом вузов республики по подготовке специальных психологов для работы в "зонах". По просьбе осужденных их могут посещать психологи и священнослужители. Кроме того, недавно был создан Республиканский попечительский совет, в который вошли работники культуры, науки, юристы, общественные деятели. Цель совета - контроль за деятельностью исполнительных учреждений и оказание помощи освободившимся из мест лишения свободы. Впрочем, всестороннюю помощь и поддержку оказывают и тем, кто еще находится в "зонах". В прошлом году учреждения КИНа также получили в ходе благотворительных акций медикаментов на сумму более чем 70 миллионов рублей.

Обычно, говоря о местах лишения свободы, ведут речь об одной части ее обитателей - осужденных. Между тем, образно говоря, "отбывают срок" вместе с ними и работники колоний и СИЗО. По этому поводу родилось в среде сотрудников КИНа немало горьких шуток. Ведь каждый день они находятся рядом с морем людских бед и трагедий. Какая психика это выдержит? А 7 тысяч сотрудников системы исполнения наказаний выдерживают. Причем парадоксально, но юридический статус служащих КИНа никак не отрегулирован. Статус тех, кого они охраняют, расписан в десятках нормативных актов, начиная с Уголовно-исполнительного кодекса. А про контролеров - нигде ни слова. Этот парадокс, по словам Сергея Кадушкина, уже в ближайшее время будет ликвидирован. Сейчас в Администрации Президента находятся на рассмотрении дополнения в Закон "О милиции", регламентирующие статус работников системы КИНа. Кстати, наша газета уже сообщала о работе над возможным указом Президента по передаче учреждений КИНа из подчинения МВД под юрисдикцию Министерства юстиции. Ее поэтапное осуществление планируется начать с 1 января 2002 года. Статус осужденных, согласно этому документу, не изменится. Как не изменится, пожалуй, и их материальное обеспечение, ибо Комитет исполнения наказаний финансируется из бюджета напрямую, а не через МВД. Здесь важно другое. Возможной передачей учреждений КИНа Минюсту будет подтверждена приверженность Беларуси общеевропейским правовым стандартам.

...Мы беседовали с начальником КИНа в очень жаркую погоду. И в конце разговора Сергей Кадушкин заметил: "У нас порой любят порассуждать о гуманности исправительной системы. Причем, как правило, рассуждения заносятся в какие-то заоблачные выси. А надо по земле ходить. К примеру, вот в эту жару руководство КИНа дало команду снять в местах лишения свободы металлические жалюзи с окон. Иначе дышать в камерах действительно сложно. Чем не пример гуманности?" Те, кто понимает, о чем идет речь (жалюзи - точнее, железные щиты на окнах узаконены почти 60 лет!), согласятся с этим.

Что ж, мы медленно, но верно "распахиваем окна" в пенитенциарной системе.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter