Окна — настежь!

Вчера Правительство проанализировало работу по принципу «одно окно»
Вчера Правительство проанализировало работу по принципу «одно окно»

«Заседание будет долгим, сначала ведь нужно рассмотреть вопрос «одного окна», а затем перейти к «семи дверям», — рассуждали министры в кулуарах Дома Правительства. Президиум Совмина вчера обратился к актуальнейшей теме: работе государственных органов с обращениями граждан. Напомним, на существенные недостатки в этой сфере указывал Президент.

С 1 января 2006 года вступил в действие президентский Указ N 152, который предписывает максимально упростить и ускорить процедуру выдачи справок, разрешений и других документов. Выполнение этого требования уже дало позитивные результаты. Например, по словам министра юстиции Виктора Голованова, справки от организаций ЖКХ граждане могут заказать по телефону, налоговые органы стали работать после 18.00, а браки теперь можно регистрировать не только в ЗАГСах, но и в Домах культуры. Однако говорить о том, что посещение инстанций превратилось в легкую прогулку, — значит забегать слишком далеко вперед.

В работе с бумагами по–прежнему избыточно много формализма. Министр финансов Николай Корбут, скорее, в качестве обывателя (а не госслужащего) отметил, что в сельских Советах раньше заказывали справки, оставляя запись в журнале. А после того как начался переход к «одному окну», людям приходится заполнять некие типовые бланки, от чего взаимоотношения граждан с ответственными лицами проще не стали. Кое–где на местах принцип «одно окно» был реализован чисто физическим способом — путем пересаживания разных чиновников в один кабинет. Трудно сказать, чего в таких карикатурных примерах больше — смешного или грустного...

Жесткой критике работу госорганизаций, в частности Минюста, подверг председатель Комитета госконтроля Зенон Ломать. По его словам, проверки показали, что в некоторых нотариальных конторах людям приходится простаивать в очереди по 2 — 3 часа. В Лидском и Волковысском районах, где забитые посетителями коридоры также не были редкостью, представители КГК не обнаружили книги жалоб. Нотариусы извлекли ее из–под полы, только когда увидели «корочки» контролеров. Есть претензии у госконтроля и к режиму работы нотариальных контор. В выходные, когда большинство граждан имеет возможность заняться личными делами, значительная часть этих учреждений не работает. Виктор Голованов признал наличие недостатков и необходимость их устранения, отметив при этом, что «выделить каждому нотариусу по кабинету, чтобы ускорить работу с гражданами, пока возможности нет»...

— И все–таки «одно окно» не должно превращаться в «семь дверей». Почему же сегодня в государственных инстанциях различного уровня нередко наблюдается иная картина, принцип «справка для получения другой справки» еще не изжит? — с этим вопросом по окончании заседания я обратился к Виктору Голованову (именно он координирует внедрение «одного окна»). «Знаете, сдвинуть проблему, которая накапливалась десятилетиями, в один момент очень трудно. К сожалению, культура государственных служащих пока не на должном уровне», — признал министр. Кроме того, по словам главы Минюста, хромает материально–техническая база исполкомов, органов здравоохранения, ЖКХ и т.д. (попросту говоря, не хватает компьютеров, ксероксов и модемов). Для того чтобы «одно окно» стало–таки реальностью, не обойтись без единой электронной системы, объединяющей информационные базы всех государственных органов. Такая система, по словам Виктора Голованова, должна быть создана к 2008 году. Что ж, срок не за горами...

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter