В Минске уже несколько лет как появились свои охотники за головами

Охотники за головами

В Минске уже несколько лет как появились свои охотники за головами...

Хедхантинг — понятие модное. В СМИ, книгах и художественных фильмах рекрутеры с серьезным видом делятся опытом продолжительной осады и последующего завоевания штучных специалистов. В Минске уже несколько лет как появились свои охотники за головами, хотя и спрос невелик. Но не только с ними стоит быть настороже работодателям.


Искусство переманивать


Профессионалы знают: если тобой заинтересовался хедхантер, значит, ты как минимум кадр ценный, как максимум — это шанс получить работу своей мечты. Перед нанимателями же маячит перспектива потерять самую светлую голову офиса. Вот и защищаются: данные о кадрах скрывают, внутренние разговоры и переписку отслеживают, при малейшем подозрении повышают зарплаты таким работникам, предлагают интересные проекты, расширяют соцпакет. А одному недавно и вовсе купили дом, квартиру и трудоустроили жену, лишь бы отказался от блестящей заграничной перспективы. А как иначе — без этого человека судьбоносная для компании сделка не состоялась бы!


Ожесточенной борьбой за умы занимаются, как правило, специалисты по кадрам. Хедхантер — не профессия. Это активные внутренние ейчар–менеджеры или рекрутинговые службы, способные заманить на работу лучшего, а часто и абсолютно конкретного топ–специалиста. Правда, в наших реалиях такое редкость. По словам Людмилы Снегиревой, заместителя директора кадрового центра «Коллекция открытий», все дело в непонимании сути профессии охотников за головами. За 15 лет работы центра только несколько компаний–клиентов заказали эту услугу со знанием дела, рассчитывая на верный результат.


Другая проблема — размер вознаграждения. Хедхантер в классическом понимании этого слова получает от заказчика весьма солидную сумму, от 30 до 50 процентов годового дохода кандидата. Платят «офисному хищнику» в три этапа — каждый раз за определенный объем работы. Первая предоплата — 30 процентов от суммы — вносится сразу и не возвращается, каков бы ни был результат. На этом этапе ейчар–менеджер составляет качественный лонг–лист компаний и кандидатов в нужном сегменте. Еще 30 процентов платят за шорт–лист с полным досье кандидатов, которых рекрутер уже знает лично. И, наконец, остальные деньги хедхантер получает уже после знакомства клиента с необходимыми ему людьми, одного из которых затем приглашают на работу. В Европе, к примеру, охотник за головами может за год закрыть несколько вакансий и безбедно жить. Но у нас ейчар–менеджеру такое и не снилось. Людмила Снегирева приводит образную аналогию: многие клиенты рассчитывают приобрести «Бентли» по цене «Жигулей». Вот и приходится хедхантеру получать нечто среднее арифметическое. Хотя работа эта и достаточно кропотливая, деликатная, и требует опыта, знания рынка, умения анализировать, выстраивать отношения...


На свой страх и риск


У штатных хедхантеров все по–другому. Приходится обычно рассчитывать только на собственные силы. К примеру, Алла Павлова, ейчар компании «Вайбер», активно работает в социальных сетях. Это помогает и к общению подготовиться, и отмести сомнительных кандидатов. Как–то она передумала назначать собеседование талантливой, по уверениям многих, девушке. Все было поначалу идеально: трудовой опыт, резюме. Насторожил лишь сомнительный образ жизни, ярко продемонстрированный интернет–общественности и никак не вписывающийся в корпоративный дух.

Кого из специалистов взять, иногда предлагает сама компания. И тут уже для достижения цели все средства хороши. Ради одного программиста Алла Павлова даже как–то участвовала в турнире по покеру. Изучила правила игры, попала в команду, а во время перерывов и подведения итогов ненавязчиво рассказывала парню о своей компании. Сыграла плохо, но ярко, зато потом пригласила партнера на корпоративную игру — и получила согласие. Так он познакомился с коллективом заинтересованной в нем организации. А поскольку за покером узнал о новом интересном проекте, решился сменить работу.


К другому айтишнику пришлось искать особый подход. Алла знала много: отличный специалист, живет с мамой, девушки нет, хобби — популярная компьютерная стратегия, в которую играет после работы и все выходные. Как с таким установить контакт? Пришлось искать любителей этой игры среди коллег и всем вместе отправляться «на охоту». Правда, приятная беседа не растопила сердце молодого человека. Еще несколько месяцев Алла общалась с ним о хобби, прежде чем тот согласился прийти на собеседование... А однажды по дороге на работу ей повезло ехать в автобусе с компанией, обсуждающей проект по iOS (это операционная система, на которой работает Apple). Ребята сокрушались: нам бы лидера в команду! Алла аккуратно вмешалась в разговор и начала нахваливать своего коллегу. Мол, ему как раз необходима команда. И была убедительна: молодые люди в полном составе устроились к ним.


Заказы на конкретных людей получает периодически и консалтинговая компания «Квадрат», которая несколько раз даже играла роль своего рода свахи для иностранных граждан. А недавно заказчик пожелал видеть своим сотрудником чиновника при хорошей должности. Директор Светлана Коростелева долго сомневалась, стоит ли звонить, но в итоге переборола себя. Кандидат оказался приятным собеседником, обещал подумать...


Сами с усами


Не нужно думать, что хедхантеры всегда хищно выслеживают невинную, ничего не подозревающую жертву. Претенденты на теплые места тоже не лыком шиты.


Программист Кирилл давно мечтал о новой работе, но уволиться не решался. А вдруг потерял бы в зарплате? Но был наслышан об активных ейчарах, которые звонят по skype и пишут интригующие письма. Сделал ставку на ожидание, закинул удочку и через какое–то время и правда стал получать весточки от «охотников». Не торопился, взвешивал варианты. Теперь не жалеет: в новой компании и проект интересный, и зарплата в полтора раза выше, и коллектив дружный.


А вот Игорь по–другому использует предложения кадровиков. Работу менять не планирует, но на собеседования ходит с огромным удовольствием. Интересно посмотреть, как обстоят дела в других фирмах. Да и азарт появляется: пройдет ли очередной тест? Правда, это хобби имеет достаточно корыстную подоплеку. Один–два раза в год Игорь отправляется на прием к начальству, где в красках рассказывает о предложенных ему карьерных перспективах. И получает бонус: прибавку к зарплате, хорошее место на стоянке или даже внеплановый отпуск!


Стоит ли игра свеч


В некоторых компаниях платят кругленькую сумму и ейчарам–фрилансерам, под это специально выделяют от 2 до 5 тысяч долларов за человека. Считается, что круг поиска хедхантеров охватывает 80 — 90 процентов рынка конкретных профессионалов, в то время как рекрутеры выбирают всего 25 процентов. Но, по мнению Светланы Коростелевой, и метод простого рекрутинга не стоит отметать. Едва ли каждый директор способен предложить топ–профессионалу заманчивые условия. Да и сама услуга хедхантера в два раза дороже.


Рекрутер шерстит сайты по трудоустройству, размещает объявления в печатных СМИ, ищет в собственной базе данных. Проводит собеседования и из множества кандидатов для встречи с руководителем отбирает несколько лучших. Такие, как правило, и на меньшую зарплату согласны, и работать готовы, и нет больших опасений, что они вскоре встанут в позу или вовсе уйдут в самый неподходящий момент...


Как бы то ни было, охота за головами — работа ювелирная. И подходит она, как правило, тем, кто не слишком стеснен в средствах и делает довольно рискованную ставку на перспективу. Остальным приходится больше заботиться о ценных кадрах и верить, что однажды ловец талантов не придет по их душу.


Совет хедхантеров


На собеседованиях не стоит откровенничать. И тем более рассказывать о зарплате на прошлом месте работы. Эта информация как бы уже ставит на вас ценник. Новый работодатель едва ли станет предлагать больше. Лучше всего дать понять: если вы пришли на собеседование, значит, предложенные условия на данный момент вас заинтересовали.

 

Советская Белоруссия №195 (24332). Среда, 16 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter