Охота за кошельком с лезвием наперевес

Один миллион рублей, 700 долларов, 200 евро, пять мобильных телефонов — столько успел «нащипать» всего за два дня «работы» в Минске карманник-гастролер. И это только то, что удалось установить задержавшим его в автобусе маршрута № 100 оперативникам. 40-летний житель Винницы из Украины не первый раз в Беларуси. В 2003 году его в Минске уже задерживали за карманную кражу. И вот решил вернуться на повторные “гастроли”, но, к счастью, фокус на этот раз не прошел. Хотя “специалист” оказался высшего класса. Любил пустить “пыль в глаза”. Всегда хорошо одевался, тем самым стараясь отвести от себя подозрение. Сумки резал лезвием, виртуозно вытаскивая содержимое. Теперь от трудов карманных придется “отдохнуть” на нарах. Но, увы, на “трудовую вахту” выйдут другие “щипачи”, поэтому бдительность терять, особенно в людных местах, не стоит.

“Резиной” по “паркету”
Основные места деятельности карманников — общественный транспорт, магазины, рынки. “Узкие” специалисты выбирают себе “рабочее место” в зависимости от квалификации, например только помещения банков или почтовых отделений и т. д.
— Карманные кражи, совершаемые в общественном транспорте на воровском жаргоне называются “на резине”, в магазинах, на рынках или в других помещениях — “на паркете”, — рассказывает пресс-офицер Центрального РУВД Мингорисполкома Светлана Кабкова, которая до этого около шести лет проработала в оперативно-поисковом подразделении минской милиции.— Более серьезным и высоким по воровскому рейтингу считается “паркет”. В большинстве случаев вор “работает” с жертвой “один на один”, без помощников. В среде щипачей это считается высшим шиком. Например, стоит девушка с сумочкой возле прилавка с косметикой, выбирает помаду, подходит карманница и через три секунды уходит уже с чужим кошельком. Причем рядом даже нет толкущихся покупателей.
В общественном транспорте преступники, как правило, работают группами. Стандартный способ: вор залезает в сумочку, пакет или карман жертвы во время давки, которую чаще всего создают его же подельники. Им он и передает украденный кошелек, таким образом, оставаясь в случае чего “чистым”.
Группы карманников, как правило, делят между собой транспортные маршруты и ходят туда как на работу к определенному времени. Обычно выбираются часы пик или дни выдачи зарплаты на близлежащих предприятиях. Один маршрут может быть даже разделен между двумя группами, если он очень “перспективный”.
“Карманная” иерархия
Во все времена карманник относился к воровской элите. Многие так называемые коронованные воры вышли именно из карманников. У них были свои законы, традиции. Например, пойманный милицией с поличным вор старой формации обычно никогда не шел в “отказ”. Взяли, значит взяли. Запретом считалось воровать кошельки у беременных женщин, мам с маленькими детьми, пожилых людей. Хотя какие могут быть правила у воров. Вор он и есть вор, и никакого робингудовского благородства в нем нет и быть не может по определению. Их “работа” в любом случае направлена на причинение зла другим людям.
С наплывом в “профессию” современного  “молодняка” всякая , “элитарность” и “авторитет” щипачей пропали. Молодые воришки считают карманные кражи наиболее легким способом зарабатывания денег и тянут все и у всех, если подворачивается такая возможность. К тому же среди этой категории очень много наркоманов, готовых на что угодно ради дозы.
Тренировками как олимпийцы-разрядники воры себя не изнуряют, но и без специальных упражнений для пальцев и кистей рук не обойтись. Делятся опытом друг с другом, придумывают новые способы краж. Даже разрабатывают специальные методики: как за человеком следить, на что обращать внимание при посадке в транспорт, походе в магазин и т. д. Например, на манекен вешают пиджак и тренируются доставать из него различные вещи так, чтобы даже не зазвенел прикрепленный рядом колокольчик и т. д. Короче, готовятся к охоте за кошельками добропорядочных граждан вполне основательно.
Шлеп-нога
Один из способов, используемых карманниками, — это “снять” кошелек “на подсадке”. То есть пока жертва заходит в троллейбус с болтающейся сзади сумкой, карманник, стоящий рядом, успевает вытащить кошелек. Примерно так работал старый и известный в определенных кругах щипач. Можно сказать классика жанра. Старик заходил в передние двери троллейбуса, подтягивая будто бы больную ногу, такая своеобразная шлеп-нога. Кругом давка. Водитель пытается закрыть дверь, тщетно. Дед начинает громко возмущаться, создавая панику, мол, дайте дорогу инвалиду. Потом резко разворачивается и, прихрамывая, якобы “обиженный” уходит с подножки троллейбуса, махнув на бессердечных людей рукой. Оперативникам не сразу удалось разгадать эту схему. Оказалось, что хитрый дедок сам придерживал ногой дверь, отвлекая внимание пассажиров и создавая панику. Когда кошелек был в руках, он и спрыгивал со ступеньки. А “терпила” уезжал в троллейбусе, еще не ведая, что произошло.
Саша “золотая ручка”
Что касается возрастной категории, то процентов 90 карманников имеют возраст до 30 лет. Но жестких возрастных рамок в этом криминальном ремесле нет. Как говорится, было бы желание. Старые щипачи выходят “на дело” раз в неделю для поддержания тонуса, или, как они говорят, “пошел на пиво”. А самому маленькому минскому карманнику, известному оперативникам, было всего девять лет. Звали его Саша. Из неблагополучной семьи, родители-алкоголики. Парню вечно не хватало на еду. Видимо, “сжалившись”, его научила воровать с пятилетнего возраста... родная бабушка. “Сердобольная” старушка не пожалела сил на обучение любимого внучка. Воровал он виртуозно. Поэтому его и прозвали Саша ”золотая ручка”. Паренек был в детстве очень щуплый и к тому же маленького роста. Ручки маленькие, но ловкие. В любую сумку забирался за считанные секунды.
“Работал” на Комаровском рынке, и вся “Комаровка” 90-х годов от него плакала. Паренек повадился обчищать торговые ряды. Раньше под прилавком со стороны продавца была полочка, где они складывали свои вещи, в том числе и сумочки с кошельками. Прилавки стояли в ряд. Саша заходил под прилавок с начала ряда и благодаря щуплому телосложению без труда лез под столами вдоль всего прилавка, попутно собирая кошельки. Выбирался, как правило, с целым баулом “лопатников”.
Или  еще пример. Торговая точка с пирожками. Подошел к ней “сиротинушка” и спросил: “по чем, мол, тетя, пирожок?” Отошел — в руках два кошелька. Хотя воришка и состоял на учете в милиции, под уголовную ответственность не подпадал. Взяли — отпустили и т. д. Где он сейчас, не известно. 
Или еще один пример виртуозности. В Заводском районе действовали цыганки-карманницы. За ними опера следили, и не могли долго понять, в чем дело. В итоге выяснилось, что одна из женщин умудрялась в троллейбусе достать кошелек из сумки, вынуть из него деньги и пустой положить обратно потерпевшей в сумку. Правда, бывало, что они ошибались и закидывали кошелек в пакет к другому пассажиру.
Недавно была задержана еще одна “любопытная” группа. Папа их возил на дело на своей “шестерке”. Они работали исключительно в отделениях сбербанка, кассах, на почтах. Воровок задержали на почте на улице Карла Либкнехта, когда они украли у женщины кошелек с двумя тысячами долларов.
Между ног
— Чтобы уберечься, не надо считать себя самым хитрым, — говорит Светлана Кабкова. — Естественно, сумку необходимо держать при себе и быть осмотрительным. Кстати, одна из отличительных черт карманника — это не только постоянно бегающий взгляд. Обычно щипачи  используют в работе “ширму”. Может быть пакет, сумка или куртка, перекинутая через руку. Таким образом, притупляется бдительность жертвы, к тому же за “ширму” можно на время спрятать украденную вещь.
Используют карманники и такую хитрость. За потенциальной жертвой по ступенькам эскалатора поднимается девушка. Становится рядом. За ней ступенькой ниже стоит парень. Просовывает между ног подельницы руку и копается в сумке жертвы. Пассажирка поворачивается, видит перед собой девушку. Ее руки тоже перед глазами. Вроде бы ничего подозрительного, а кошелька и след простыл.
Еще пример. Заходит в автобус компания молодых людей, которые очень вызывающе себя ведут. Люди обращают на них внимание, бабушки традиционно ругают молодежь. А скромный и незаметный юноша в это время обчищает сумочки отвлекшихся пассажиров.
Рядом может стоять еще “пьяный” человек и очень сильно шататься и почему-то постоянно на вас падать. Вы приходите домой, а кошелька нет.
На нары за анализы
Есть и вовсе курьезные случаи. В советские времена один карманник вытащил из сумки пакетик: думал деньги, а оказалось — анализ кала. Его повязали, возбудили уголовное дело и упрятали за решетку на восемь лет. А однажды карманник вытащил кошелек, в котором лежал пробитый проездной талон. Тоже получил срок.
К слову, в советские времена были очень жесткие санкции в отношении карманных краж.
Прямо с нар опять на “трассу” 
Сейчас в первый раз попавшемуся карманнику грозит лишение свободы до трех лет.
— Они выходят из мест заключения, и практически всегда возвращаются на “трассу”, — говорит Светлана Кабкова. — За мою практику были люди, которых я задерживала по три-четыре раза. Они успевали отсидеть, выйти, украсть и еще пару раз повторить подобную цепочку.
Наглости им не занимать. Недавно во Фрунзенском районе в троллейбусе оперативники задержали карманника. Ему 25 лет, житель Минска, четыре раза судим за карманные кражи. Вышли на остановку, подходят к потерпевшей, говорят, что у вас пропал кошелек. Женщина отвечает, что она его оставила дома. Делать нечего. Конфуз. Щипача отпускают. Он садится в троллейбус и тут же “снимает” очередной кошелек. Причем он знал, что за ним могут следить. Естественно, его задержали с поличным, и условным наказанием он не отделается.
Следует отметить, что уровень специалистов оперативно-поисковых подразделений республики очень высок. А значит, несмотря на хитрые уловки, щипач все равно окажется на нарах. Например, в минском подразделении работают  профессионалы, которые занимаются карманниками по 20 лет. Поэтому знают все их технологии и методики. Не зря среди воров-гастролеров бытует такое мнение: “Хочешь сесть, приезжай в Беларусь, хочешь сесть быстро — приезжай в Минск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter