Как один из шести бронепоездов вермахта был уничтожен на Полесье

Охота за бронепоездом

Переброска через линию фронта польской правительственной делегации и успешная охота за одним из самых необычных элементов гитлеровского вермахта — фашистским бронепоездом — стали яркими страницами в боевой биографии командира 2-й бригады особого назначения подполковника Степана Каплуна, действовавшего и на территории оккупированной Беларуси.


Летом 1942 года Степан Павлович во главе отряда из 107 человек совершил переход по тылам противника, чтобы присоединиться к отряду отважного советского разведчика полковника Линькова. Там Каплун стал заместителем командира диверсионно-разведывательного отряда Бринского, действовавшего на железнодорожных участках Брест — Барановичи и Слоним — Барановичи. В составе этого отряда Каплун воевал до середины ноября 1942 года, после чего получил приказ уходить со своими людьми в район Бобруйска.

С января по июль 1943 года Степан Каплун действовал на Полесье, где пустил под откос свыше 50 эшелонов с живой силой и боевой техникой противника, вывел из строя несколько километров железнодорожного полотна и линий телефонно-телеграфной связи, захватил и уничтожил ремонтно-восстановительный поезд. Отрядом Каплуна были взяты под контроль перевозки противника по дороге Сарны — Лунинец и ряду других направлений.

Именно в это время разведка доложила командиру, что фашисты направили на станцию Белая свой бронепоезд. И Степан Павлович решил вывести его из строя. С несколькими боевыми группами он залег около железнодорожного полотна. Когда бронепоезд, тяжело грохоча, подошел к партизанам, бойцы открыли по нему огонь. Командир бронепоезда понял, что дело плохо, приказал дать задний ход. Но в это время грохнул взрыв, две задние платформы полностью вышли из строя. Гитлеровцы быстро отцепили их и двинулись вперед, но и здесь их ожидала мина. Новый взрыв был еще сильнее, и четыре платформы остались на месте. Путь к отступлению бронепоезда был отрезан с обеих сторон. Фашисты решили отсидеться в бронированных вагонах и открыли по партизанам огонь. Они надеялись, что к ним придут на помощь, но два поезда, действительно спешившие на выручку из Лунинца и Сарн, также были подорваны на минах. Мощным взрывом партизаны сбросили вражеский бронепоезд под откос.

В конце июля 1943 года отряд Степана Каплуна был преобразован в диверсионно-разведывательную бригаду, которая в течение двух с половиной месяцев полностью контролировала железную дорогу Сарны — Лунинец. Затем была диверсионно-разведывательная работа в районе Бреста. Всего до конца 1943 года диверсионные группы его бригады пустили под откос 139 немецких эшелонов с живой силой и боевой техникой, снаряжением и продовольствием, подорвали на шоссейных и грунтовых дорогах 50 автомашин. Бригада, совершая рейд по тылам противника, вышла из-под Сарн в район Малориты, что южнее Бреста, и расположилась в урочище Мехерово, контролируя железные дороги Брест — Ковель и Влодава — Брест.

Именно отсюда Степан Каплун организовал переброску в советский тыл польской правительственной делегации во главе с Эдвардом Осубка-Моравским. Эта операция была проведена в исключительно сложной обстановке: посадочная площадка для самолета располагалась на лесной поляне между двумя позициями тыловой полосы обороны немцев и подвергалась непрерывному артиллерийско-минометному обстрелу. Потребовались большая смелость, решительность и исключительная выдержка, чтобы осуществить операцию успешно.

…Четверо поляков переправились через вспученный весенними водами Буг 28 марта 1944 года. Сначала они находились в отряде имени Ворошилова, затем — в партизанском отряде имени Жукова. Это были польские руководители ЦК ППР «Тадек», член ЦК ППР и начальник главного штаба Армии Людовой полковник «Марек», начальник штаба Любинского округа Армии Людовой «Казек» и член Крайовой Рады Народовой «Янек». Поляки просили партизан посодействовать их отправке в Москву. В начале апреля делегация появилась в партизанской бригаде, которой командовал подполковник Степан Каплун. 8 апреля польские товарищи, сопровождаемые специально сформированной группой партизан, попытались перейти линию фронта, но проплутав две недели по лесам и болотам в прифронтовой полосе, заполненной гитлеровскими войсками, так и не вырвались из немецкого тыла и снова вернулись в бригаду Каплуна.

Тогда Москва предложила два варианта: прорваться на одном участке фронта или перелететь через линию фронта на самолетах. Выбрали второй. Партизаны Каплуна должны были подготовить посадочную площадку в Михеровском лесу. Вскоре нашли подходящую с достаточно твердым грунтом — недалеко от деревни Ляховцы, километров в пяти от станции Хотислав на железной дороге Брест — Ковель.

А в это время во всей округе шныряли агенты абвера, СД. Двух немецких шпионов удалось обезвредить на Припяти. Был и третий, который проник на место строительства аэродрома, — его также вовремя разоблачили. Фашистская разведка не случайно проявляла большую активность: 3 мая карательный отряд из дивизии СС «Викинг» смог скрытно подойти к лагерю Каплуна и открыть по землянкам ураганный огонь из станковых и ручных пулеметов. Под вой и визг пуль партизаны, похватав оружие, бежали с поляками в болото.

«Викинги» устроили новый прочес леса, партизаны с ними «играли в жмурки» вокруг посадочной площадки. На исходе дня Каплун сообщил Центру: «Положение сложное, просим разрешения уйти из опасного леса». Центр ответил: «Сначала отправьте польских представителей на «большую землю». Было понятно, что это приказ государственной важности. Каплун запретил партизанам появляться в деревнях, приказал распустить слух, что бригада ушла из Михеровского леса. Тем временем партизаны готовились к прилету советских самолетов. Они приземлились 15 мая на партизанском аэродроме. Забрав польских товарищей, крылатые машины перелетели линию фронта. 16 мая поляки были уже в Москве, а 17-го встретились с представителями Союза польских патриотов и Войска Польского, а также с советскими руководителями.

Действуя в тылу немецко-фашистских войск во главе диверсионно-разведывательной группы, отряда и бригады, Степан Павлович Каплун успешно выполнял ответственные задания командования и проявил при этом незаурядные организаторские способности, мужество, отвагу и героизм. За отличное выполнение заданий он награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени и многими медалями. После войны Степан Павлович проходил службу в Северо-Кавказском военном округе. Скончался в 1966 году в городе Грозном.

Немецкий бронепоезд № 28 (ширококолейный), поддерживавший 45-ю пехотную дивизию вермахта при захвате Бреста.
naukatehnika.com

Железнодорожная броня

К началу нападения на СССР немецкие сухопутные войска располагали 12 бронепоездами (бепо). Из них 6 были ширококолейными, способными действовать на советской территории, где ширина железнодорожной колеи на 8,9 см больше европейской. Ширококолейные бронепоезда были построены и включены в состав вермахта только весной 1941 года, на финальной стадии планирования операции «Барбаросса». Каждый бронепоезд имел в своем составе две-три платформы с размещенными на них французскими трофейными танками Somua S35. В качестве тяговых средств использовались паровозы 57-й серии, несколько переделанные, для того чтобы передвигаться по широкой колее.

Михаил Хильман, член Совета Белорусского общественного объединения «Ветераны военной разведки»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter