Что ищут люди в экстремальных увлечениях

Охота за адреналином

Словарь толкует «экстрим» как занятие, связанное с риском для жизни. Казалось бы, ну кто добровольно будет искать опасность на свою голову? Но на деле любителей пощекотать себе нервы немало. Преимущественно это молодежь, располагающая свободным временем. Руфинг, прыжки на веревке и с парашютом, полеты на дельтаплане, автоспорт, скалолазание — выбор, что называется, на любой вкус и кошелек. Чем увлекаются поклонники экстрима и зачем рискуют, выясняла наш собственный корреспондент.

Лучше гор только скалы

Дважды в год 24–летняя Валерия Яновцева выбирается с друзьями–единомышленниками в Грузию или Украину, чтобы в свое удовольствие позаниматься скалолазанием. За четыре года она неплохо в этом «прокачалась»:

— Начинала на отдыхе — друг предложил. Тогда простой маршрут дался мне нелегко, а теперь я без проблем забираюсь на скалу высотой с пятиэтажку. Это бешеный выброс адреналина! Поскольку с детства боюсь высоты, так я преодолеваю себя, свои страхи. С каждым шагом становлюсь сильнее физически и морально, растет уверенность в себе. Ну а покоренная вершина — это эйфория!

Валерия Яновцева.

С недавнего времени Валерия пробует себя в альпинизме. Ей уже покорились некоторые вершины, одна из них высотой 3 тысячи метров. Правда, не обошлось без неприятных ситуаций. Во время подъема в Карпатах была плохая погода — грязь, слякоть. На склоне у могилевчанки поехала нога, девушка пролетела несколько метров, но, к счастью, успела сгруппироваться — все обошлось.

Оба экстремальных хобби — с учетом дороги, проживания, питания — удовольствие недешевое для могилевского массажиста. Но ради полученных эмоций, считает Валерия, никаких денег не жалко.

Эмоции в подарок

Могилевчанка Алеся Пивоварчук пристрастилась к рисковому занятию спонтанно. Любительница путешествий оказалась в Карелии, где веселилась с друзьями, прыгая с водопадов и сплавляясь по реке на рафтах. Впечатлений хватило надолго. А потом подумала, что градус эмоций можно повысить. Например, прыгнуть с парашютом. Только позволить себе такое удовольствие молодая строитель–маляр не смогла:

— Лишних двухсот рублей у меня тогда не было. Но от идеи не отказалась. Когда в прошлом году близился мой день рождения, на вопросы родных о подарке отвечала прямо — хочу прыжок с парашютом. В итоге старшие сестры Оля, Анжела и Жанна вручили мне заветный сертификат.

Алеся Пивоварчук (слева).

Прыгала Алеся самостоятельно, без инструктора. Момент прыжка помнит плохо — все так быстро произошло, что испугаться не успела. А вот накануне, признается сама, безумно волновалась. Чего именно боялась, точно и не скажет, но о плохом не думала — была уверена, что все закончится хорошо:

— Парашютный опыт меня только раззадорил, и скоро у меня был новый подарок от родных — прыжок с моста на веревке. Многие друзья прыгали, делились впечатлениями, и мне стало интересно. Мыслей, что организаторы ошибутся в расчетах, что подведет снаряжение или не выдержит конструкция, за которую крепились веревки, даже не возникало. 25 метров — и я легко шагнула в воздух.

Пока нет семьи и есть свободное время, 27–летняя девушка хочет попробовать и другие экстремальные развлечения. Смеется, что уже готова тратиться на них сама, не дожидаться подарков от близких.

Летать, как птица

Сейчас за плечами 22–летнего Евгения Перепеткина 920 прыжков с парашютом. Снаряжение для прыжка он собирает за пять минут. А сигануть с высоты в три километра для него «как в магазин за хлебом сходить». Оглядываясь назад, парень с улыбкой вспоминает себя в 16 лет:

— На аэродром я отправился по примеру друга. Дебютный прыжок мне запомнился навсегда. Это было сразу после снежного шторма «Хавьер». Что уж, красиво было! И приземляясь, влетели в снег по пояс. Конечно, в первые мгновения свободного падения было страшно. Но как только парашют раскрылся и я начал планировать, страх ушел. Я с интересом разглядывал все вокруг, фотографировал на телефон город, свои болтающиеся ноги. Был настолько впечатлен, что не мог дождаться следующего прыжка.

Евгений Перепеткин.

Увлечение грозит перерасти в профессию. Теперь наладчик электрооборудования одного из предприятий города занимается в секции парашютного спорта при Могилевском ДОСААФ и является кандидатом в мастера спорта. Появились в копилке и первые награды — командные и личные. Выгоднее быть «спортсменом» и по деньгам. Разовые прыжки стоят немало, а сделал ежегодный взнос — две базовые — и прыгай хоть по пять раз в день. Только бы погода позволяла.

Евгений парашютный спорт экстремальным не считает:

— Это вполне безопасно. Все мои прыжки проходили гладко. Правда, однажды пришлось понервничать. В воздухе после сальто меня закрутило и была большая вероятность, что стропы запутаются. Но мне повезло — парашют раскрылся правильно. Некоторым товарищам приходилось пользоваться запасным парашютом, но такие ситуации, скорее, исключение из правила.

Пристрастил к парашютам Евгений и свою девушку. Екатерина прыгала около двадцати раз, но занятость на работе вынудила отказаться от увлечения. А родителей Жене так и не удалось уговорить на прыжок. Они предпочитают наблюдать полеты сына с земли.

Друг оказался вдруг

24–летний Владислав Жигадло трудится корреспондентом в одной из могилевских газет и подрабатывает свадебным фотографом. А ведь совсем недавно большую часть времени он проводил на высотных зданиях в поисках ярких эмоций и хорошего кадра. Началось все в десятом классе, когда Владислав перешел в другую школу. Один из новых одноклассников оказался руфером — любителем прогуляться по крышам. Своим хобби заразил и Влада:

Владислав Жигадло.
— На тот момент я не поднимался выше пятого этажа: жил на первом, в гости ходил преимущественно в хрущевки. А Игорь Соколовский предложил забраться на крышу высотки в центре Могилева. Как же сильно меня впечатлил вид с 17–го этажа, просто захватило дух! Решил делиться такой красотой с другими людьми через соцсети. Это сейчас с приходом квадрокоптеров тяжело удивить видами города с высоты, а тогда мы с друзьями делали достаточно редкий контент.

Началась погоня за необычными снимками, новыми впечатлениями и лайками. Для этого компания молодых людей забиралась на водонапорные башни, искала открытые крыши. Но сами ни одну дверь не взламывали, подчеркивает Жигадло — не вандалы же:

— Все вылазки проходили без страховки — и в дождь, и в снег. Конечно, было рискованно взбираться на башню по внешней лестнице — нередко влажной, и надеяться только на силу рук. Но мы максимально все продумывали. Снимки снимками, но безопасность важнее.

Впрочем, опасность не всегда зависела от высоты. Владислав рассказывает, что наиболее опасные ситуации у него возникали на крышах невысоких домов. Возле Звездной площади лестница гуляла на пару сантиметров вправо–влево, и это мешало координации. А поверхность двухскатной крыши неподалеку от площади Ленина оказалась неожиданно скользкой для сухой погоды. Выручили навыки, полученные в секции карате, — держать равновесие и правильно падать.

КОМПЕТЕНТНО

Ирина Барановская, психолог высшей категории Могилевской областной психиатрической больницы:


— Люди подвергают свою жизнь риску, решаются на экстремальные занятия в поисках адреналина. Когда все заканчивается хорошо, их накрывает эйфория, приятные чувства, приходит некая удовлетворенность. Но в первую очередь, говоря об экстремалах, мы подразумеваем суицидальные тенденции, часто скрытые, неосознанные. При этом родственникам экстремалов переживать не стоит. В большинстве случаев барьеры в виде религии, образования, жизненных целей являются сильным защитным фактором.

solovieva@sb.by

Фото из личных архивов.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter