Белорусский государственный театр кукол представил премьеру «Мальчик, который плавал с пираньями»

Охота на пиранью

В Минске в театре кукол прошла премьера необычной истории «Мальчик, который плавал с пираньями» в постановке режиссера из Бреста, лауреата Национальной театральной премии и российской «Золотой маски» Александра Янушкевича. Лауреат еще бодр и весел, и перечень премий уже бежит впереди паровоза, то есть его имени, заслоняя и сам спектакль, и персону режиссера.


Несмотря на то что премьера «Мальчик, который плавал с пираньями» приурочена к новогодним и рождественским праздникам, в ней нет привычного новогоднего антуража. Здесь есть английская провинция и бродячий цирк: девочка мечтает отрастить бороду и выступать с отдельным сольным номером, полицейский выделывает романтические па перед бывшей возлюбленной и тоскует о славных временах, проведенных в балетной школе. Опасный мир балаганов и бродячих артистов тревожит и манит главного героя, неврастеничного мальчика Стенли. Одного из центральных героев и вовсе зовут Достоевски (именно так, без «й», на западный манер). И проклятые вопросы разлиты тут в воздухе. «Пиранья я дрожащая или право имею?» — восклицает главный герой.

Янушкевич определенно раздвигает стандарты того, что принято называть новогодней кукольной историей. Для того чтобы в нее въехать, потребуются определенное усилие и неслабый бэкграунд. Каким он может быть у целевой публики премьеры — ребятишек старше 6 лет? «Спокойной ночи, малыши!», «Маша и Медведь», анимационная сага о трех богатырях...

Для постановки специально изготовили более 40 кукол, от оригинальной декорации–трансформера Татьяны Нерсисян (тоже, кстати, обласканного всевозможными премиями лауреата) дух захватывает.

Сюжет Дэвида Алмонда, по одноименной книге которого поставлен спектакль, определенно со странностями. Тут есть изящная игра с архетипами, много иронии и своеобразный юмор. «Почему обезьянка упала с дерева? — рассказывает одному из героев мальчик Стенли свою коронную и единственную шутку. — Потому что она умерла». В зале при этом стоит действительно гробовая тишина — не привык наш маленький зритель к такому юмору.

«Мальчик, который плавал с пираньями» — это сюжет воспитания. Главный герой Стенли взрослеет на наших глазах, начинает понимать, что у него есть не только обязанности, но и права ребенка. Он проходит свой лабиринт, обретая крепкий духовный стержень. Попав под влияние неформального лидера бродячей цирковой труппы, он действительно решается нырнуть в емкость с хищными рыбками, которые до этого раздербанили на наших глазах бутерброд с колбасой. Емкость эту или бассейн можно воспринимать как метафору взрослой жизни.

Для поборников кукольных традиций тут настоящая услада для глаз. В спектакле действуют только куклы. Звезд кукольной труппы — Александра Васько, Владимира Грамовича, Дмитрия Рачковского, Валерий Зеленского мы раньше аплодисментов не увидим.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter