Комедия Александра Островского «Волки и овцы» в прочтении режиссера Александра Ефремова стала театральным праздником

Охота на овец

В работе над сценарием к своему знаменитому фильму «Жестокий романс» по пьесе Александра Островского «Бесприданница» режиссер Эльдар Рязанов руководствовался самонадеянным лозунгом «Вперед от Островского!», в чем он со свойственной ему иронией признавался в книге «Неподведенные итоги». Надеюсь, для многих настольной. В сценарии Рязанов позволил себе немало вольностей, за что позже получил нагоняй от критиков. «Неопытность, а временами беспомощность начинающей актрисы фильм не пытается преодолеть. Нам так и остается неясным, чем именно она вызывает всеобщий восторг окружающих ее мужчин», — писал один критик. Его коллега громил фильм в «Литературной газете», возмущаясь тем, что экранная Лариса «попела, поплясала с гостями, а потом пошла в каюту к Паратову и отдалась ему». Однако народная любовь к картине вписала ее в золотой фонд киноклассики.

ФОТО TEATRKINOAKTERA.BY.

Повод задуматься: что есть слово критика по сравнению с волей и энергией художника? Не сотрясаем ли порой просто самонадеянно воздух? «Жестокий романс» пронзил время, свежо и живо смотрится и сегодня, а вот творчество критика из Пинска, писавшего о «Романсе», если и изучают сегодня, то лишь специалисты узкого профиля.

Не знаю, каким призывом руководствовался художественный руководитель Театра киноактера Александр Ефремов в работе над комедией «Волки и овцы», но получился у него не спектакль, а конфетка. Бережная, каноническая постановка большого стиля, с живым и естественным актерским дыханием. Он богат на эмоции. Тут и тоска по идеалу и по утраченной этике отношений, и романтический мир русской усадьбы с ее садами, ручьями, трелями соловья и непременной фразой: «Закуси, батюшка, закуси». Русское гостеприимство — осмысленное, но беспощадное. И сатира на тогдашнее общество потребления и торгашеский дух, пропитывающий и отравляющий все. Тут вам и аферы с векселями, и подделка документов, и деятельный цинизм помещицы Мурзавецкой (Тамара Муженко) под видом прекраснодушия и благолепия. Сколько мы знали в истории таких «провинциальных знаменитостей», прибирающих к рукам волость, губернию, уезд, город. Везде и всюду расставлявших своих людей, навязывавших свои порядки, сеявших вражду. Сегодня ему придумали такое красивое слово — коррупция.

В образе Глафиры Алексеевны (Валерия Арланова) можно увидеть светлый лик деятельных современных хищниц, которые денно и нощно ведут охоту на богатых женихов. Зрители три часа стонут от смеха, следя, как сгущаются тучи над молодой и красивой, но лишенной практической жилки вдовы Купавиной (Елена Гиренок). Как медленно, но неизбежно попадает в сотканную паутину недотепа Лыняев (Анатолий Голуб). Совместные сцены Анатолия Голуба и Валерии Арлановой, как и их эффектное появление в финале, — отдельный актерский аттракцион! Как мечется между волевой тетушкой, ее требованиями и простыми житейскими радостями племянник Аполлон (Антон Жуков). Беззлобный по природе человек, которому просто не хватает пары извилин, но можно ли за это упрекать? С какой мукой на челе каждый раз проворачивает очередную аферу хитрый и деловитый Чугунов (Анатолий Гурьев), но не проворачивать их не может. Они нужны ему как воздух, такой вот «голубой воришка» времен Островского. В этой постановке режиссер Ефремов выступил как мудрый философ, не навязывая ни трактовок, ни концепций. Он словно бы дистанцируется от материала, сидит вместе с нами у самовара и вопрошает: «Ну посмотрите, ну не прелесть ли?»

Честно? Прелесть чистой воды!

Добрый зритель в 9-м ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter