Охота на мамонта

Корреспондент  «Р» искал  в  Юровичах следы  кроманьонцев и  руины  средневекового  города-призрака

Корреспондент  «Р» искал  в  Юровичах следы  кроманьонцев и  руины  средневекового  города-призрака

Тридцатиметровый холм в деревне Юровичи на неделю превратился в туристическую Мекку, «паломники» в которую ехали из Калинковичей, Гомеля, Витебска, Минска... В гору шли даже местные «лежачие» старики, которым под 90 лет. Всем хотелось взглянуть на сенсацию. Здесь, на глубине трех метров, при раскопках известной из учебников истории стоянки первобытного человека группа археологов наткнулась на череп мамонта с бивнями. 

По   прозвищу Юрик

— Когда инструменты ударились обо что-то твердое, мы с ребятами встрепенулись. Быстренько расчистили и увидели белую кость. Оказалось — бивень! А рядом череп, ребра, позвонки. В душе все ликовало, — так описывает свои ощущения волонтер Денис Ющенко, молодой учитель истории Шарпиловской средней школы Гомельского района. – Мы мамонта сразу Юриком назвали, в честь деревни. Когда рядом раскопали третий полутораметровый бивень, поняли: наш Юрик – всего лишь мамонтенок. Жаль, от взрослой особи остались только фрагменты. 

Первые раскопки в Юровичах датируются 1929 годом. Тогда местные жители не могли определить, какому животному принадлежат огромные кости, найденные на склоне холма. За дело взялся учитель школы Юлиан Попель, подключились археологи из Минска. Так было открыто древнейшее в Беларуси поселение первобытных людей, которые жили здесь в верхнем палеолите 26 тысяч лет назад. Уже в 70-х годах прошлого века вблизи Юровичей нашли еще несколько неолитических стоянок. Но с 1976 года научный интерес к здешним местам был «заморожен». В книгах и энциклопедиях писалось, что Юровичское поселение досконально исследовано и скупо на артефакты… 

Вновь археологи появились здесь весной 2005 года, когда в области заговорили о включении Юровичей в туристический маршрут «Золотое кольцо Гомельщины». Требовалось согласовать строительство на холме лестницы для туристов. Тогда-то и возникло желание: а не копнуть ли еще разок? И вот результат – мамонт. 

— Значение наших работ трудно переоценить, — считает руководитель раскопок Елена Калечиц, заведующая отделом археологии первобытного общества Института истории Национальной академии наук Беларуси. — Во-первых, наконец снят спорный вопрос о количестве культурных слоев на стоянке. Очевидно, что человек находился на уступе террасы к Припяти короткое время и лишь однажды. Во-вторых, мы доказали, что юровичская земля все еще богата на открытия. Подтверждают это найденные орудия труда из кремня и останки зверей, на которых охотились наши предки. 

Срез земли в месте раскопок напоминает слоеный пирог. Сначала полтора метра однородной песчаной породы (то, что перекапывалось раньше), а ниже полоски земли зеленоватых и серых оттенков (эта глубина не знала лопат археологов). Здесь в сантиметрах «законсервированы» столетия и даже тысячелетия. В таком месте и машина времени не нужна. Почвенный «натюрморт» сам за себя расскажет о прошлом нашей земли. Уметь бы только его прочитать. 

Из рассказов Елены Геннадьевны узнаю, что 26 тысяч лет назад на Европу со Скандинавии шел ледник. Трещали морозы, деревья практически исчезли. Кроманьонцы же внешне ничем не отличались от современных людей. Правда, мало кто из них доживал до 25 лет… 

Межимостье  или   призрак Турова?

На юровичском холме археологов интересует не только каменный век. Две минуты подъема в гору — и я перемещаюсь из палеолита в средневековье. В X – начале XI столетия здесь был большой торговый и ремесленный центр, по тем временам – мегаполис, сравнимый с древним Полоцком. Об этом говорят мощные рвы и валы, остатки княжеского детинца. Но история скрывает, как он назывался, почему исчез. Единственная зацепка – упоминание в Ипатьевской летописи местечка Межимостье, из которого в 1170 году князь Михалко Юрьевич скакал в Мозырь. По географическим рамкам все указывает на то, что это и есть наш город-призрак, а вот по времени – разминка в целый век. 

Сейчас раскопки городища вместе с волонтерами ведет Олег Иов, археолог, старший научный сотрудник Института истории Национальной академии наук. С 2004 года больших и малых находок накопилось за сотню. Среди них арабские бусы из сердолика X—XI веков, бронзовые подвески, причудливая приколка из кости осетра. Попадались и средневековые коньки в виде изогнутых конских костей (а может, от коня и произошло слово «коньки»?). 

За несколько лет изучения этой земли у археолога Иова созрела своя версия происхождения средневекового мегаполиса. 

— Рискну предположить, что мы с вами стоим у колыбели… древнейшего Турова, — говорит Олег Вильгельмович. — Идея лишь на первый взгляд кажется безумной. Но обратите внимание: в старину названия многих городов происходили от рек: Менка – Минск, Пина – Пинск, Полота – Полоцк, Витьба – Витебск. Недалеко от городища протекает река Турья… В X — начале XI века многие древнерусские города меняли «прописку» — Ярославль, Смоленск, Новгород, Минск. Но вот почему Туров переехал так далеко — на 120 километров – для меня загадка. А может, его жители хотели уйти подальше от грозных Киева и Чернигова, с которыми воевали?.. 

В этот момент с площадки раскопок послышались голоса. Студент Алексей Нищик достает из земли странный остроконечный предмет. Оказалось — хозяйственный нож начала X века. В центре – стальная сердцевина, по бокам — металлические пластины. 

— Эта находка тоже подтверждает мою версию, — говорит Олег Иов. – Почему-то таких вот ранних ножей на раскопках Турова не находили, самый ранний культурный слой там относится только к XI веку. Хотя первое упоминание о городе – 980 год (а возник он, очевидно, еще раньше). Есть целый пласт вещей, которые должны по логике быть в туровской земле, а их там нет. Здесь же попадаются на каждом шагу. Так не Юровичское ли городище является колыбелью Турова? 

Впрочем, это только догадка. Верна она или нет – покажут будущие раскопки. 

Музей  на   месте стоянки

Глядя на находки археологов, мне подумалось: а вдруг и я что-нибудь откопаю. Беру лопату, скребок, щетку и помогаю волонтерам. К сожалению, попадаются только обычные камешки. Наверное, новичкам редко везет… А вот ребятам из Мозыря посчастливилось. Они рассматривают только что найденный кремниевый нож. Камушек остроты не потерял. Им хоть сейчас можно разрезать шкуру или дерево. Подумать только: в моих руках вещь, которой последний раз пользовался кроманьонец 26 тысячелетий назад! 

— Чувствуете энергетику? – спрашивает меня Владимир Гинбут, ассистент кафедры истории Мозырского педагогического университета. – Вот если бы изобрели прибор, позволяющий считывать энергетическую информацию с древних предметов… Они бы о многом рассказали. А порой ведь по находкам можно узнать не только о быте наших предков, но и об их характерах... 

Пока мы копаемся в земле, на холм не перестают взбираться люди. Вот женщина с младенцем на руках. Есть что-то мистическое в этом зрелище: останки мамонта, которым 26 тысяч лет, и рядом двухмесячный живой «сверток». 

— В детстве мы здесь жгли костры, играли в прятки и не знали, что под землей лежит такая зверушка... — удивляется местный лесничий Николай Ломач. – Хотя к находкам привыкли: когда осенью льют сильные дожди, с холма все добро в огороды стекает. То монетку занесет, то черепок. Здесь каждый второй – сам себе археолог. Кстати, черепков этих полно еще у одной деревни. Когда деревья сажал, видел. Только вот раскопок там ученые не вели. Боюсь, «черные» археологи доберутся раньше… 

Толпа смотрит, как мы поднимаем череп мамонта из его «могилы». Увы, костный материал слишком хрупок и от давления пальцев превращается в труху… Ко дню публикации материала эти останки уже будут исследовать ученые из Калинковичей и Минска. Их очистят и радиоуглеродным методом определят примерный возраст. 

Пройдет время, и бивни, возможно, опять вернутся в Юровичи как экспонат. Поделюсь секретом: здесь, на месте раскопок, скоро появится музей под куполом. С настоящими жилищами кроманьонцев, орудиями труда и даже… пещерными людьми. У археологов, Калинковичского райисполкома и Гомельского облисполкома планы грандиозные (подробнее о них и о возрождении деревни в целом читайте в ближайших номерах «Р»). Впрочем, с появлением музея исследования юровичского холма не закончатся. Археологи уверены: главные находки все еще под землей. И ждут своего часа. 

На снимках: работают волонтеры из Мозыря; так вы-глядит место раскопок на юровичском холме. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter