Охота на дилера

Наш корреспондент принял участие в задержании наркоторговца
Наш корреспондент принял участие в задержании наркоторговца

Вот–вот полночь. Здание Фрунзенского РУВД Минска почти пустое. Свет горит только в дежурке и кабинете начальника отдела по противодействию незаконному обороту наркотиков и преступлениям в сфере нравов. «Не знаю, что в свертке, — нервно подергивая скулами, прячет глаза задержанный в момент попытки сбыта марихуаны 22–летний минчанин. — Нашел на улице». Подобные легенды наготове практически у любого продавца «дури». В глубине души большинство тех, кто этим промышляет, понимают: ходят по лезвию бритвы. Между тем имеется оперативная информация: задержанный — звено в цепи, ведущей к крупному дилеру.

Нелегальный зверобой

Оперативникам известно: встреча продавца и покупателя должна состояться возле станции метро в районе Партизанского проспекта. Опергруппа под видом обычных прохожих рассредоточивается по пунктам наблюдения — тоннелю подземного перехода, автобусной остановке, скверу. Страхуют оперативников два бойца полка милиции специального назначения ГУВД, переодетых в штатское. Главное — не вызвать подозрение у предполагаемого злоумышленника. Минуты ожидания кажутся вечностью. Наконец из–под козырька подземного перехода, ведущего в метро, выныривает парочка молодых людей, один из которых, по расчетам оперативников, и есть нужное звено в длинной дилерской цепи.

Раз–два — и «браслеты» на руки, так бывает только в кино. Не убедившись, что товар у продавца при себе, «брать» его нельзя. Смешавшись с толпой, оперативники «провожают» торговца и клиента до одной из жилых многоэтажек. Провал? Нет — выдержка и еще раз выдержка. Изображая возле киоска со всякой всячиной любопытных покупателей, люди в штатском (но при исполнении) ни на секунду не упускают из виду обстановку возле дома, куда вошли оба парня. Улыбнется ли удача? Проходит час... Наконец продавец и клиент — вновь в поле зрения. Оперативная смекалка подсказывает: наркотик у сбытчика. Медлить нельзя. Торговец, почувствовав опасность, может избавиться от улики: бросить на землю или проглотить. К счастью, профессионалы этой возможности продавцу не оставляют: операция завершается без осечек. При обыске из кармана брюк задержанного извлекается небольшой сверток из фольги. «Трава для желудка», — выпаливает торговец. Через несколько часов эксперты определяют: марихуана. Из тысяч «доз» таких вот мелких дилеров складываются килограммы «дури».

— Точки по продаже дряни вроде героина и амфетамина выявить очень сложно, — комментирует ситуацию со сбытом наркотиков и.о. начальника отдела по противодействию незаконному обороту наркотиков и преступлениям в сфере нравов Фрунзенского РУВД Вячеслав Рощупкин. — Наркоман, в отличие от жертвы вора или грабителя, сам никогда не придет и не расскажет, кто, где и как продал ему «дозу». По сути дела, стационарных мест продажи наркотиков в Минске мало. Как правило, продавец и покупатель договариваются о встрече на улице, в течение дня договоренности могут меняться десятки раз. Конспирация у преступников на серьезном уровне: явки, пароли — все как у шпионов...

Украл — укололся — в тюрьму

Конец наркомана, как правило, мучителен, если не сказать жуток. Увы, результаты недавнего опроса, проведенного МВД среди студентов вузов и учащихся ссузов, заставляют задуматься. Около трети опрошенных знакомы с наркотиками не понаслышке, причем пять процентов — пробовали их неоднократно. В то же время большинство молодых людей боятся ярлыка «системный наркоман».

Наркомания — болото, которое затягивает прежде всего молодежь. Фрунзенский район Минска относится к числу так называемых спальных, а значит, густонаселенных. На профилактическом учете в РУВД — около 500 наркопотребителей, задержанных за сбыт веществ, дающих сперва кайф, а потом — боль. Во многих случаях наркоман и продавец — одно и то же лицо. Наркотики стоят денег, которые трудами праведными не заработаешь. Да и работники из наркоманов со стажем, прямо скажем, еще те. Это прекрасно понимают наркодельцы, которые находятся наверху кокаиновых, амфетаминовых и героиновых «пирамид» и используют зависимых от иглы или таблетки доходяг в роли мелких посредников. По статистике, один наркоман за свою короткую жизнь вовлекает в свои сети 10 — 15 человек.

Судьба человека, попавшего в плен сомнительного кайфа, подчинена известной схеме: пристрастился к «дозе», вынес все из дому, потерял работу и семью, пошел на преступление. И тот, кто поначалу думает, что он — исключение, на самом деле — лишь один из тысяч попавших в ад при жизни. В десятый и сотый раз никогда не будет, как в первый. Примеров сотни.

...30–летний Борис Строков, задержанный сотрудниками Фрунзенского РУВД в конце августа с 24,5 граммами героина, жил как волк, загнанный в западню. Боялся каждого стука и малейшего шороха. Но организм требовал новых доз, и наркоман, уже будучи судимым за хранение наркотиков, пошел на новое, куда более тяжкое преступление: организовал канал поставки белого порошка из Санкт–Петербурга.

Его ровесник Дмитрий Бугов, также судимый, в марихуановой дымке провел почти десять лет. Когда сотрудники наркоподразделения оказались в его владениях — подворье частного дома, спрятанного от посторонних глаз за высоким забором, — не поверили своим глазам: посреди огорода красовалась теплица, обтянутая синим полиэтиленом, в которой высился целый лес двухметровой конопли. Как видно, не давала Дмитрию покоя слава колумбийских мафиози. Вот и решил завести собственную плантацию. «Урожай» завесил ни много ни мало 23 (!) килограмма. Только жилось «плантатору», по всей видимости, неспокойно. Недаром держал под кроватью заряженное ружье, которое, к счастью, так и не выстрелило.

К сведению

Службе наркоконтроля и противодействия торговле людьми — 10 лет. Но до констатации «с наркотиками покончено» еще далеко. Преступники, наживающие на здоровье других миллионы, постоянно находят новые лазейки для развития своего «бизнеса». Одно из новшеств — использование пищевого мака. Из 650 тонн, поступивших в прошлом году в страну, на «дозы» ушла половина. Кроме того, есть все основания полагать, что в перспективе в Беларуси будут появляться подпольные лаборатории по производству синтетических наркотиков (только за два последних года ликвидировано пять таких «цехов»). Расчет «химиков» прост: на 1.000 евро, вложенных в «производство», приходится 80 тысяч дохода. И чтобы вывести «подпольщиков» на чистую воду, борцам с наркотрафиком нужно всегда идти на несколько шагов впереди авторов преступных комбинаций.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter