Охота на бабочек

Скандал, который не случился
Скандал, который не случился

Помимо всего прочего, в современном театре, как в любом виде искусства, важно послевкусие. Не в последнюю очередь именно оно оказывается главным в дальнейшей оценке увиденного. Происходит это, наверное, потому, что часто современные спектакли перенасыщены образами и символами и зритель иногда попросту не успевает их переварить. Качество информации, как и само значение авторского высказывания, к сожалению, иногда вторично, а мысли, доносимые со сцены, по большому счету, не составляют какого–то отдельного оригинального ядра. Но дело сделано — зритель тонет в сентенциях, актеры — в овациях, возле рояля на сцене, образно говоря, раздирающая душу суета.

Новый спектакль Николая Пинигина в Белорусском республиканском театре юного зрителя поставлен как бы в пику всему принятому сегодня шику и многословию. Минимализм во всем — как в художественном оформлении, так и в сюжетной основе. По большому счету, «Мотылек» — это спектакль для двоих актеров. Остальные действующие лица выполняют декоративную функцию или, в крайнем случае, по воле драматурга приводят в действие цепь трагических событий. Что же касается послевкусия, от «Мотылька» оно такое, будто бы попытался проглотить пирожок с патефонными иголками. От былого буржуазного театра, которым Пинигин угощал в «Никола–театре», и пафоса «Сымона–музыки», поставленного в Купаловском, не осталось и следа.

Пинигин решил заговорить на тему «дедовщины» в армии. Именно на этой проблеме строится и фабула, и основной конфликт пьесы. Хотя в спектакле об армейских буднях есть место и юмору, и иронии, от него все же больше веет запахом перловой каши и кирзовых сапог.

Первоначально пьеса должна была называться «Занавески». У автора пьесы Петра Гладилина вообще велика привязка к вещам. Среди них он как бы пытается передать образ, внутреннее состояние героя. Вещи Гладилину необходимы не только для самого развития сюжета, но и для раскрытия характера героя. Конечно, кому–то такой ход покажется вторичным. Например, какая метафора заключена в названии другой его пьесы — «Ботинки на толстой подошве»? На мой взгляд, та, что в современном мире человек все больше становится толстокожим и нечувствительным к чужой боли. В той пьесе, насколько помним, рассказывалось о крахе простой российской семьи.

В «Мотыльке» — о крахе души художника перед лицом грубой реальности. В 2003 году пьеса «Мотылек» была поставлена в мастерской Петра Фоменко. Именно с ней Петр Гладилин стал лауреатом Всероссийского конкурса драматургов. До этого Пинигин поставил «Мотылька» в Санкт–Петербурге в Большом драматическом театре им. Г.А.Товстоногова, где работает ныне режиссером. Так что это в некотором смысле римейк. Хотя чем принципиально отличается новая версия от питерской, сказать не берусь, так как ни одной из постановок Пинигина в БДТ не видел.

Тем не менее, несмотря на всю публицистичность темы, новый спектакль Пинигина почти не вызывает отторжения. В острой, не чурающейся перегибов драматургии Гладилина есть все–таки нечто болезненное. Его пьесы, как правило, начинаются в узнаваемых бытовых интерьерах, но потом прочно прирастают к абсурду. Так в «Мотыльке» рядовой Николай Лебедушкин за одну ночь превращается в рядовую Наталью.

Видимо, Пинигин решил, что если и брать актрису на такую главную роль, то она непременно должна быть хрупка, руки ее должны быть сложены, как беспомощные намокшие крылья, во взгляде читаться ужас перед мерзостями жизни и сама она должна быть довольно субтильна. Такое существо должно вызывать жалость. Лучшей кандидатуры на выполнение такой задачи, чем Анна Хитрик, и правда не сыскать. Анна с удовольствием играет конфликт тонкой женской души и мужского мира. На «гражданке» Наташа была Колей Лебедушкиным, влюбленным в театр, и в армию он попал с первого курса. Этой любовью к театру он и заражает полковника Кинчина в исполнении Анатолия Жука. Тот, в свою очередь, тоже когда–то мечтал стать актером.

В ТЮЗе прогнозировали скандал, но его, судя по всему, не случилось. Впервые за долгие годы ТЮЗ заговорил о проблеме, представление о которой имеет каждый, — «дедовщина». Случай с российским солдатом Андреем Сычевым до сих пор многих повергает в шок. Герой (героиня) пьесы и превращается–то в девушку от отчаяния. Хотя это ее не спасет.

Видимо, каждый в «Мотыльке» найдет что–то свое. Однако можно ли назвать спектакль действительно очищением в нравственном смысле и оценит ли зритель жертвоприношение главной героини — еще вопрос.

Кстати, вполне возможно, что скоро о Гладилине заговорят с новой силой. Дело в том, что фильм «Аврора, или Что снилось спящей красавице», снятый по его сценарию, выдвинут в этом году на соискание премии «Оскар» от Украины. Режиссером фильма стала Оксана Байрак, а в главных ролях снялись Эрик Робертс, Дмитрий Харатьян. Удастся ли Гладилину покорить еще и «оскаровский» Олимп, узнаем уже в марте.

Фото Александра ДМИТРИЕВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter