Меняю город на деревню: поиск новых рабочих вакансий в сельской местности все чаще подталкивает горожан к переезду

Охота к перемене мест

Ежегодно шумный город на деревню в поисках стабильной работы и жилья меняют десятки семей. У каждого переселенца своя история, толкнувшая на переезд. Всего по стране 136 семей сменили прописку. В лидерах — Витебщина, в хвосте — Брестчина. Как собираются стимулировать этот процесс и почему он так важен для отдельно взятого населенного пункта? В вопросах разбиралась корреспондент «Рэспублікі».

Провинция  встречает с  распростертыми  объятиями 

Александр Липай жил в квартире тещи с женой и маленькой дочкой. И даже не жил, а бывал наездами. Вот уже больше года, как его семейство сменило городскую прописку на сельскую. Папа, мама и дочь обосновались в деревне Верх-Лида. Взрослые трудятся там в РСУП «Совхоз «Лидский». 

Александр ЛИПАЙ не жалеет, что перебрался работать в «Лидский»

Александр ожидает нас возле старенького деревянного забора. За ним — аккуратный небольшой дом на две семьи, кусочек земли. Перемены в жизни новоиспеченного сельчанина налицо. 

— После школы меня забрали в армию, — рассказывает основные моменты из своей биографии Саша. — Вернулся. Окончил ПТУ. В Лиде работал в строительном кооперативе «Импульс», а потом 9 лет ездил в Россию на заработки, трудился там на стройках. Каждые выходные старался приезжать из Москвы домой, чтобы побыть с семьей. Со временем захотелось стабильности, надоели эти разъезды. 

— И вы не придумали ничего лучше, как переехать жить в деревню? — интересуюсь выбором.

— Это же не глушь какая-то, — парирует Александр. — До города всего несколько километров. 

— А как нашли работу?

— Интернет, как говорится, в помощь. Зашел в республиканский банк вакансий и увидел объявление. Только после этого обратился в службу занятости. Там рассказали о работе более подробно. Долго с женой даже не думали. Решили — и уехали. Тем более что было непринципиально, куда ехать. Лишь бы там были работа и жилье. 

— Вот вы здесь. Все так, как предполагали? 

— Знал, на что подписываемся, — смеется глава небольшого семейства. — Работаю слесарем по ремонту и обслуживанию оборудования, жена — дояркой, дочка (11 лет) ходит в школу в агрогородке Гуды. В классе всего 4 человека. Можно сказать, индивидуальный подход к образованию. 

— И не просятся ваши девочки в город?

— Все довольны. Нам очень хотелось иметь свой дом, а другого варианта его получить, по большому счету, не было. Правда, пришлось практически полностью сделать ремонт. Когда приехали сюда, то первая мысль была: может, все это зря? Батареи разморожены, котел не работал. В конце концов совхоз помог. Вместо ванны установили кабину, купили кухню, спальню, детскую. Так называемые подъемные ушли на стройматериалы и оборудование. С первых дней завели хозяйство. Купили свиней, кур, кроликов. В этом году посадили огород. Хочу вот забор поставить. Наш, как видите, имеет самый непрезентабельный вид на всей улице. 

На  деревню  к  дедушке

Еще одна героиня-дауншифтер — главный ветврач КСУП «Ваверка-Агро» Татьяна Горбач. Ей всего 27. В агрогородок с одноименным названием, расположенный в 24 км от Лиды, она переехала больше года назад. В ведении молодого специалиста четыре молочно-товарные фермы и три фермы доращивания, в подчинении — 5 ветеринаров.

В ведении молодого ветврача Татьяны ГОРБАЧ четыре молочно-товарные фермы и три фермы доращивания
Фото автора

— Коллектив замечательный, хоть и мужской, — рассказывает о трудовых буднях Татьяна. — Бывают, конечно, сложности. Но это жизнь. Дали замечательный дом возле леса. В Лиде жили в общежитии. Дочке очень нравится. В сентябре пойдет в первый класс. А вот муж за нами не поехал. Он горожанин, а я родилась и выросла в деревне. Место помогли найти в центре занятости. Собираюсь здесь остаться навсегда. В агрогородке все можно купить, и зарплата позволяет. Один только оклад — 640 рублей. За год удалось скопить на машину. Недавно сдала на права. Можно сказать, сбылась еще одна мечта.  

Заместитель начальника управления по труду, занятости и социальной защите Лидского райисполкома Юрий Кейко говорит о тенденции переселения:

— Главный критерий — наличие жилья. Например, у предприятия «Совхоз «Лидский» больше нет свободных домов и квартир. В прошлом году мы переселили в сельскую местность три семьи. Одна семья уехала в Вороновский район. В Лидский район приехали четыре человека. В этом году люди пока не проявляют активности. Как правило, в год трудоустраиваем с переездом по три семьи. Есть случаи, когда переселенцы, отработав положенный год, уезжают. Почему так? В противном случае им придется возвратить выплаченные деньги: от 7 до 9 бюджетов прожиточного минимума. 

Вектор  внимания

Буквально на днях Минтруда и соцзащиты определило на Гродненщине регионы приоритетного привлечения трудовых ресурсов. В их числе оказались город Гродно и Гродненский район, а также Свислочский, Сморгонский и Островецкий районы. Исходили из того, что именно эти регионы должны активно развиваться. В том числе и в плане реализации инвестпроектов, которые предусматривают привлечение дополнительных трудовых ресурсов. Чтобы туда приезжали люди, необходимо создать определенные условия. Это и развитие инфраструктуры, и строительство арендного жилья.

— Предусмотрено внесение изменений в положение о переселении, которым мы до сей поры руководствуемся, — вводит в курс последних изменений начальник управления государственной службы занятости населения Гродненского облисполкома Александр Соболь. — В ближайшее время нам предстоит внести свои предложения по корректировке этого постановления. Это могут быть различные преференции, увеличение размера единовременных выплат тем людям, которые будут переезжать именно в эти районы, или компенсационные выплаты по жилью, которые мы будем погашать нанимателю. Пока все это на стадии организационных моментов. 

Специалисты отмечают, что переселение в другие регионы в целом не характерно для Гродненщины. Еще 3—4 года назад этот процесс, скажем, в Витебской и Могилевской областях был поставлен на поток. Сейчас и там наблюдается заметное снижение. Если говорить о внутренней трудовой миграции, то больше всего граждан приезжает в Минскую, Брестскую и Гродненскую области. А вот восточные регионы страны, наоборот, страдают от оттока населения. Работники центров занятости, безусловно, заинтересованы в поиске специалистов для села. 

— Однако чаще бывает так, что по программе переселения мы ищем работников в сельской местности с возможностью переезда в город, — отмечает Александр Соболь. — Как, например, жителя Дятлово трудоустроили водителем в гродненский автопарк, который испытывает острую нехватку работников. Тема переселения не нова, но в ней в отдельно взятом регионе счет идет на десятки. Для сравнения: с начала года в области трудоустроили 3814 человек. Однако в этом году мы наблюдаем снижение числа регистрируемых безработных. По сравнению с прошлым годом меньше на две тысячи. 

tanula.k@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter