Что мешает широкому внедрению государственного социального заказа в жизнь?

Окажи мне услугу

Все ли понимают, что включает в себя государственный социальный заказ? На самом деле здесь все просто: государство выступает заказчиком социальной услуги, а исполнителем становится любая некоммерческая организация. Выгода обоюдная, да и польза общая. Только что тогда мешает более широкому внедрению механизма в практику? В этом попыталась разобраться «Р».

Медсестра милосердия Валентина НАЙДЕНОК из Новополоцка работает в формате
 госсоцзаказа три года.

Специалист на все руки. Это однозначно про Зою Петрович, медицинскую сестру милосердия Слуцкой районной организации Белорусского Общества Красного Креста. Каждый день она наведывает своих пожилых подопечных. Сегодняшний день  не исключение. Зоя Михайловна аккуратно раскладывает таблетки по тарелкам, потом берет несколько листов, начинает их подписывать: «Вот эти лекарства — на утро, те — на обед. Бабушка уже в возрасте, память шалит, поэтому надо подсказки оставлять. Что ж, лекарства расфасовала, с уборкой-готовкой управилась, укол сделала, надо бежать к другим подопечным».

Она одна заменяет сразу нескольких специалистов — социального работника, сиделку и медсестру. Подобные услуги Слуцкая районная организация Белорусского Красного Креста оказывает в рамках госсоцзаказа. Потребовалось бы сразу три человека, чтобы предоставить такой комплекс услуг. Но местные власти нашли выход и воспользовались преимуществами госзаказа. Смысл его в том, что государство предоставляет на конкурсной основе негосударственным некоммерческим организациям субсидии на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов.

— Работаем в тесной связке с местным территориальным центром социального обслуживания населения, — рассказывает председатель Слуцкой районной организации БОКК Татьяна Данилович. — Он предоставляет нам список тех, кому нужна не только социальная помощь, но и медицинская. Сейчас у нас две ставки, на обслуживании  18 человек.

Начальник отдела медико-социальной работы Белорусского Общества Красного Креста Светлана Анацко объясняет тонкости: «По госзаказу некоммерческие организации работают с теми категориями населения, которые не попадают в зону обслуживания госучреждений. Например, соцработник ТЦСОН не может оказать комплексную помощь людям с психическими и инфекционными заболеваниями, а также тем, кто находится в очень тяжелом состоянии, например, онкобольным. В этом случае мы подставляем плечо и оказываем медико-социальные услуги. В прошлом году на таких условиях по всей стране работали 63 медсестры милосердия. Все преимущества налицо: люди получают услуги, а затраты на заработную плату специалистов нам компенсирует государство». 

Пока механизм госсоцзаказа только набирает обороты. Большинство некоммерческих организаций со скрипом идет на контакт. Когда госзаказ только планировали внедрять, в стране проанализировали возможности таких организаций. В основном их деятельность ограничивалась консультированием-информированием. Когда речь шла о настоящих услугах, будь то сменить бабушке подгузник или обработать пролежни, большинство разводило руками. Другими словами, найти исполнителей социального заказа оказалось делом не из легких. До сих пор их  можно пересчитать по пальцам. Белорусское Общество Красного Креста пока в лидерах: с ним в прошлом году заключили более 30 договоров.

С внедрением механизма ГСЗ начали рождаться принципиально новые социальные услуги. Так, в Бресте стали внедрять сопровождаемое трудоустройство. В новом проекте уже участвуют два человека с инвалидностью по зрению, отметила главный специалист управления по труду и занятости и социальной защите Брестского горисполкома Светлана Байдук. В Гродно тем временем стали практиковать социально-реабилитационные услуги для слабовидящих. Причем это не всегда долгосрочные соглашения общественной организации и государства. Иногда речь идет о разовых акциях. Так работает Диаконический дом социального служения. Директор Ольга Залеская уточнила, что в летнее время они принимают небольшие группы молодых людей с особенностями развития на оздоровление. Помимо оздоровительных процедур подключают социально-психологическую помощь, обучают навыкам самостоятельного проживания.

На самом деле свободных ниш предостаточно. Есть смысл развивать социально-реабилитационные услуги для ВИЧ-инфицированных, для людей, страдающих психическими расстройствами. 

Светлана Анацко рассуждает: «При использовании механизма государственного социального заказа мы упираемся в некоторые проблемные моменты. Например, субсидирование предоставляется для покрытия расходов, которые организация уже понесла. Понятно, что эти деньги государство нам вернет, но изначально их надо найти. Наша организация устойчивая и может с этой задачей справиться, чего не скажешь о некоторых других».

Сложность и в том, что процедура государственного социального заказа начинается с конкурсного отбора исполнителей, где по правилам должно быть не менее двух участников. В регионах зачастую и вовсе нет этой второй организации, которая готова заниматься нужным делом. Есть вопрос и по поводу сроков. По закону, договор по государственному социальному заказу может заключаться на срок до пяти лет, но местные бюджеты формируются на год. Поэтому соглашение обычно заключается на текущие 12 месяцев. А это значит, что организация на стадии осуществления процедуры госсоцзаказа некоторое время не получает ресурсы на оказание услуг и не может их выполнять. И этот период может затянуться на несколько месяцев, уточняет Светлана Анацко.

Все-таки механизм государственного социального заказа пока только обкатывается. И понятно, что любой опыт требует изменений. Но в любом случае на достигнутом останавливаться не надо. Дело-то нужное.

Прямая речь

Татьяна Федорова, заместитель начальника управления государственной социальной поддержки населения Министерства труда и социальной защиты:

— Внедрение государственного социального заказа — проявление социально ориентированной политики нашей страны. Эта форма работы способствует привлечению дополнительных материальных, финансовых и трудовых ресурсов в систему социального обслуживания. Кроме того, позволяет внедрять инновационные технологии соцобслуживания и расширять виды соцуслуг. При этом во главу угла ставится решение наиболее актуальных для каждого конкретного региона социальных задач.

При оказании социальных услуг субсидии предоставляются на возмещение расходов на заработную плату и зарплатных начислений работникам негосударственных некоммерческих организаций, занятых оказанием таких услуг. При реализации социальных проектов из средств местных бюджетов субсидируется до 50% расходов. Такая организация работы более экономна, чем расширение функций бюджетных учреждений социального обслуживания. 

Проблемы действительно есть. Одна из главных — некоммерческие организации отзываются с трудом. Далеко не у всех есть необходимая база, специалисты. Поэтому сложно провести конкурс на выбор исполнителя. А ведь в конкурсе должно участвовать не менее 2 организаций. Исходя из практики работы, уже готовятся предложения по корректировке законодательства по госсоцзаказу, которые позволят сделать этот механизм более доступным.

За 2014—2015 годы реализовали 80 договоров в рамках ГСЗ. На этот год Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения выделяет 4,8 миллиарда рублей на госзаказ.

azanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter