Это далеко не весь перечень продукции, которую выпускают сегодня на Молодечненском пищевом комбинате
По большому счету, это предприятие погоды для стотысячного Молодечно не делает: четыре цеха и четыре самостоятельных участка градообразующими в плане поступлений в местный бюджет не назовешь. Зато производимая здесь продукция весьма влияет на то, что называется погодой в доме. Потому что любая принимающая гостей хозяйка будет чувствовать себя уверенно и спокойно, если заранее запасется здешними, по праву считающимися лучшими в республике, консервированными или маринованными огурчиками, другой овощной продукцией, если на праздничном столе будет наличествовать запотевший кувшин с таким экзотическим, вкусным и очень полезным черничным соком. Местного, разумеется, производства.
Шестидесятитрехлетняя история нынешнего пищевого комбината вместила в себя многое. Когда-то это была по сегодняшним меркам и вовсе экзотическая мясояичная база облпотребсоюза. Потом здесь занимались переработкой и отгрузкой лекарственного сырья. В ранге уже виноконсервного комбината производили плодово-ягодное вино. Затем в 1985 году здесь появился цех безалкогольных напитков и кваса, а само предприятие получило свое нынешнее название. Основные направления деятельности комбината – производство и реализация плодоовощных, мясных и мясорастительных консервов, замороженных ягод, соков и вина.
— Стратегическая цель нашего развития в сегодняшних условиях – финансовое оздоровление, создание привлекательных условий для потенциальных инвесторов и инвестиций, направленных на техническое перевооружение производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции с улучшением ее качества, снижение себестоимости и обеспечение безубыточной работы. Консервное производство, как вы знаете, является одним из сложнейших в пищевой промышленности, отличается разнообразием используемого сырья, множеством процессов и их параметров, контроль за соблюдением которых просто жесточайший. Непосредственный – со стороны санитарных служб и, если можно так выразиться, опосредованный — со стороны тех, кто голосует за нашу продукцию своим трудовым рублем.
Ясно, что «забрать» его можно, лишь совершенствуя технологию производства, осваивая новые виды продукции, — конспективно излагает стоящие перед трудовым коллективом комбината задачи его директор Юрий Кононенко.
В детали же того, как все это делается на практике, мы вникаем с начальником планово-экономического отдела комбината Даной Карпелянской. Перво-наперво Дана Леоновна подробно рассказывает мне, какая продукция и в какой таре выпускается, резонно при этом замечая, что между привлекательным видом товара и динамикой его продаж связь самая непосредственная. Судя по тому, например, что плодоовощная продукция сейчас выпускается в стеклобанке объемом от 0,3 до одного литра, а также в бутылке типа твист-офф объемом 0,2; 0,45; 0,72; 0,95; 1,0; 1,5 и 2 литра, а к традиционной таре мясных и мясорастительных консервов добавилась ламинированная упаковка дойпак, покупатель без труда может выбрать, что именно и в каких количествах ему нужно на сегодняшний день. Выбор этот, нужно сказать, стабильный и имеет хорошую динамику.
— Последние годы мы заметно наращиваем объемы производства. В прошлом году, например, объем выпуска потребительских товаров увеличился в сравнении с 2006 годом в 2,5 раза, объем промышленной продукции в сопоставимых ценах — в 3,1 раза. Темп роста потребительских товаров в 2007 году в сравнении с предыдущим составил 102,9, а темп роста товарной продукции в сопоставимых ценах – 103,6 процента. Об интенсификации производства свидетельствует и тот факт, что весь прирост объема потребительских товаров обеспечивается за счет повышения производительности труда. На 2,4 процента снижены затраты на рубль товарной продукции в сравнении с 2006 годом, получено чистой прибыли 687 миллионов рублей. Если же говорить о структуре производства в натуральном выражении, то наиболее высокими темпами увеличивалось производство свежезамороженных ягод, которых в прошлом году было выпущено на 36,1 процента больше, чем в году предыдущем, — отмечает Д. Карпелянская.
— Ягоды — это, конечно, и выгодно, и перспективно, Дана Леоновна. А чем еще радуете покупателей, что предлагаете такого, от чего отказаться невозможно или, по крайней мере, затруднительно?
— А как вы лично относитесь к черничному соку? Очень рекомендую: чрезвычайно вкусно и полезно. Его мы производим практически одни в области уже второй год, за июль—август планируем выпустить 22,4 туб. Кроме того, чернику в больших количествах морозим. То есть приобретение линии по быстрой заморозке плодов и ягод оказалось эффективным решением с точки зрения экономики и перспектив роста производства. В прошлом году мы заморозили 405 тонн ягод, рентабельность составила 12,8 процента, получено 325 миллионов рублей прибыли. К тому же замороженная ягода как раз тот продукт, который без всяких проблем идет на экспорт. По прошлому году именно замороженная черника, которая поставлялась в Литву, Латвию и Чехию, стала основной экспортной составляющей комбината, обеспечила нам выручку в 1412,5 доллара. Ягода плюс экспорт 37,4 туб консервов и позволили нам довести темп роста экспорта товаров до 133,6 процента, иметь положительное сальдо по внешнеторговому обороту. В этом году работа на данном перспективном направлении идет полным ходом. На очереди еще одна новинка – сок с мякотью и сахаром из голубики, которая, как известно, тоже является кладезем витаминов. Словом, имея широкий ассортимент, постоянно его обновляем и увеличиваем. В прошлом году, к примеру, произвели 28 наименований новых видов плодоовощных и мясных консервов в количестве 450 туб и 67 процентов их упаковали в новые виды тары. В этом перечне — грибы маринованные, фасоль стручковая с овощами, салат «Херсонский», плов по-домашнему, говядина с горохом по-домашнему, говядина с капустой по-домашнему, суп «Харчо», каши гречневая и рисовая с говядиной и так далее. Завершена также реализация проекта производства первых и вторых блюд длительного хранения, упакованных в мягкие ламинированные пакеты дойпак.
— В чем, скажите, преимущество этого пакета перед остальными видами упаковки?
— Легковесен по сравнению со стеклянной банкой. Занимает мало места и неприхотлив при транспортировке. Вскрывается, что очень важно для тех, кто использует его содержимое в «полевых» условиях, легким движением руки, без использования режущих инструментов. Разогревается прямо в упаковке в горячей воде или микроволновке. Это, согласитесь, рационально и функционально со всех точек зрения, тем более что единство формы и содержания мы обеспечиваем и гарантируем.
— Конечно, хорошо то, что хорошо. Но вы лучше меня понимаете, что именно пищевая отрасль — наиболее уязвимая в промышленности. Технологии здесь устаревают очень быстро, и в любой момент нужно быть готовым к тому, что придется их менять, перевооружаться и переоснащаться.
— По понятным причинам не вдаваясь в подробности, скажу, что поиск новых идей и решений идет постоянно, перспективные задумки и уже вполне реальные наработки того, как сделать свою продукцию более привлекательной и конкурентоспособной, есть.
На снимке: товаровед филиала ЧУП МПК Оксана КОЛЯГО демонстрирует новую продукцию.