Огромный самосвал в мельчайших подробностях

«БелАЗ» поделился опытом по инновационным IT-технологиям

Благодаря современным информационным технологиям специалисты БелАЗа способны отслеживать и анализировать все производственные, технологические и бизнес-процессы на предприятии

На мировом рынке карьерных самосвалов ОАО «Белорусский автомобильный завод» числится среди возмутителей спокойствия. Недавно предприятие заявило о своей новой разработке — машины с рекордной грузоподъемностью 420 тонн.

Новость повергла конкурентов в шок: с новой моделью белорусский производитель может оставить далеко позади всех маститых коллег по цеху. Особенно учитывая, что новая планка среди «тяжеловесов» требует оригинальных конструктивных решений: двигателей необходимой мощности, а также покрышек, которые смогли бы выдержать такую нагрузку, ни одно из предприятий в мире не производит. Тем не менее работники БелАЗа уверены: задача им по плечу. Рано или поздно выпускающие комплектующие компании подтянутся под новые стандарты, а для первых серийных моделей можно применить технологии использования на одной машине двух двигателей и спаренных колес. Подобный «прыжок в будущее» требует от всех служб предприятия тщательной проработки проекта, необходимо изначально закладывать в модель такие параметры, чтобы можно было использовать двигатели и колеса следующего поколения, скрупулезно просчитывать экономическую составляющую для максимальной окупаемости проекта… Словом, учитывать тысячи различных внешних и внутренних факторов, нюансов.

Интегрировать все расчеты, проекты и разработки специалистов различных подразделений БелАЗа в единое целое позволяет комплексная информационная система, которая успешно функционирует на предприятии. Сегодня в рамках Белорусской инновационной недели на предприятии проходит семинар «БелАЗ: 50 лет эффективного управления предприятием с помощью инновационных информационных технологий», на котором специалисты БелАЗа поделятся своим опытом в этой области с представителями других белорусских профильных предприятий.

Сегодня многие белорусские предприятия начинают внедрять и использовать IT-технологии для управления производством, финансами, кадрами, другими бизнес-процессами. Однако при стремлении к высоким технологиям далеко не все проекты «компьютерной автоматизации» можно назвать эффективными. По одной простой причине: некоторые компании «заводят» IT скорее как дань моде, не всегда четко представляя, какие проблемы и задачи должны решать современные «умные» технологии. Из этой первопричины проистекают другие многочисленные проблемы: неправильный выбор поставщика ПО, подрядчика по его внедрению и сопровождению, нежелание персонала переходить на новые технологии, несовместимость информационных систем различных подразделений…

Белорусский автомобильный завод избежал «стандартных» ошибок. Прежде всего потому, что созданию и развитию информационной среды значительное внимание уделяли руководители предприятия и лично генеральный директор Петр Пархомчик. Действительно, выбирать оборудование, ПО, заниматься внедрением и другими чисто техническими вопросами должны узкие специалисты, но общую идеологию развития информационной среды обязаны формировать первые лица предприятия, исходя из поставленных задач и общей стратегии развития производства. IT-технологии — достаточно дорогое удовольствие, и для эффективных инвестиций в этом направлении необходимо всегда делать «запас прочности», рассчитанный, как минимум, на среднесрочную перспективу. Зачем тратить средства на автоматизацию цеха, который через 1—2 года подвергнется капитальной модернизации с полной заменой оборудования, которое может оказаться «чужим» для уже действующего ПО?! Также внедрение новых технологий требует создания стимулов для персонала. Большинство людей склонны к консервативности, с большой неохотой переходят на новые методы работы. Учитывая, что информационные технологии самые видимые выгоды дают именно руководству для оперативного управления и анализа бизнес-процессов, то инновационные стремления в рядовых сотрудниках необходимо пробуждать и поощрять: премиями, дополнительным образованием, присуждением более высокой квалификации. Словом, решать кадровые вопросы, которые также являются прерогативой руководства предприятия.

БелАЗ продолжает развивать свою комплексную информационную систему. Одним из новых проектов в сфере IT предприятия является создание дилерского портала. Расширяя географию поставок, увеличивая парк своих машин, предприятие сталкивается с необходимостью более оперативного обмена информацией со своими представителями за рубежом для повышения качества сервиса, выстраивания оптимальной логистики поставки запасных частей, формирования баз данных об особенностях эксплуатации техники в различных регионах, чтобы потом их учитывать при проектировании новых моделей и модификаций. Современные условия конкуренции требуют выхода на новый уровень коммуникации с покупателями, особенно такого сложного оборудования, как карьерный самосвал.

Оперативность в сервисе способна приносить значительные дивиденды. Показательный случай однажды произошел на одном из карьеров в Чили: на следующий день после окончания гарантии вышел из строя электродвигатель. Представитель БелАЗа оперативно сообщил о поломке на предприятие. Тут же было принято решение заменить агрегат, который, кстати, поставляет на конвейер Белорусского автомобильного завода один из российских производителей. Через несколько часов нужный узел уже летел на далекий южноамериканский континент. Ремонтные работы провели в кратчайшие сроки и настолько оперативно, что когда руководитель карьера узнал от своих подчиненных о проблемах с самосвалом, он уже был на ходу. Руководитель чилийской компании был настолько поражен сервисом, что через некоторое время заключил с БелАЗом договор без проведения тендера на поставку еще нескольких единиц карьерных самосвалов, каждый из которых стоит несколько миллионов долларов.

Естественно, что без отлаженной информационной системы электронного документооборота руководители и специалисты белорусского предприятия не смогли бы в столь короткие сроки идентифицировать поломку, принять решение, определить нужную спецификацию и характеристики электромотора, необходимого для ремонта, выстроить логистику доставки, обеспечить сервисную бригаду необходимой технической документацией для оперативного выполнения работ. 

-----------------------------------

Генеральный директор ОАО «Белорусский автомобильный завод» Петр Пархомчик:

— В развитии информационной системы предприятия я бы выделил два ключевых направления: PDS и ERP. По первому из них в ОАО «Белорусский автомобильный завод» в рамках Государственной научно-технической программы «CALS-технологии» выполнены работы по настройке и тестированию программного комплекса (SEARCH, CADMech, TEHCARD, AVS, электронный документооборот и др.) по автоматизации проектирования, инженерного анализа, технологической подготовки производства, управления структурой изделия, управления документами и проектами; планомерно проводится обучение пользователей конструкторско-технологических служб предприятия. Проведена настройка и тестирование комплекса программ, обеспечивающих электронный документооборот (ЭДО) в области конструкторско-технологической подготовки производства. В том числе подготовлены к эксплуатации: программное обеспечение инфраструктуры открытых ключей для организации электронной цифровой подписи; базы данных справочной информации и сертификатов открытых ключей электронной цифровой подписи; система технического электронного документооборота Search. Проведена комплексная отладка программного обеспечения комплекса совместно с компонентами инфраструктуры открытых ключей.

Активно проходит реализация проектов по автоматизации проектирования в направлении 3D-конструирования (Pro/Engineer, CADMechProE), автоматизации разработки эксплуатационной документации (Arbortext) и инженерного анализа (Pro/Mechanica, KISSoft). Все проекты представляют собой единый программный комплекс. Второе направление — разработка и внедрение современной ERP-системы — для нас является одним из основных в деле развития информационной системы, ведь действующая система АСУ ОАО «БелАЗ» создана специалистами УИС Белорусского автомобильного завода на базе файл-серверной архитектуры в среде программирования Clipper довольно давно — еще в 1990-е гг. И хотя в ней функционирует порядка 198 задач, увязанных в единую информационную систему, она не решает основных задач, которые стоят перед предприятием в XXI веке. Поэтому было принято решение о внедрении на предприятии системы электронного управления ресурсами предприятия на базе ПО SAP. Система такого класса использует современные управленческие и информационные технологии, имеет в своей основе единые методологические подходы к реализации бизнес-процессов предприятия, а также технологии использования и поддержания в актуальном состоянии основных данных производства.

Первым этапом создания ERP на предприятии было внедрение с 2008-го по 2010 г. модуля «Управление человеческим капиталом» на базе ПО SAP, интегрированной с системой контроля доступа. Решением SAP автоматизированы в единое целое процессы по следующим направлениям в сфере управления человеческим капиталом: организационная структура предприятия, управление процессами штатного расписания, учет рабочих мест, учет личных дел, учет движения персонала, управление контрактами и трудовыми договорами, учет рабочего времени, контроль доступа персонала на территорию завода, управление кадровым резервом предприятия, учет вакансий, загранкомандировки, военно-учетный стол. В рамках проекта выполнена уникальная для Беларуси разработка комплекса интегрированных программ системы контроля доступа с SAP HRM. Уникальность заключается в том, что данные о проходах сотрудников через турникеты в онлайн-режиме передаются в систему SAP HRM, где становятся доступны как для анализа, так и для расчета заработной платы. Сейчас на первом этапе мы уже видим ключевые преимущества данного внедрения — это тесная интеграция между собой перечисленных выше решений, которая позволяет существенно сократить временные ресурсы на ведение учета (каждый отдельный вид данных ведется только одной службой и используется по мере необходимости другими пользователями при наличии доступа к информации), а также добиться высокого качества данных за счет использования одной и той же информации в различных процессах. Второй этап по развитию SAP ERP реализуется с 2009 г. — идет автоматизация бизнес-процессов предприятия в сфере управления товарно-материальными потоками, запасами и складами, бухгалтерского учета расчетов с дебиторами/кредиторами.

Сегодня на заводе уже централизовано: ведение НСИ, справочников единиц измерения, классификаторов ОКП, материалов, банков, стран и регионов; ведение договорной деятельности по закупке ТМЦ и продаже продукции завода; управление закупками и записями: от формирования потребности в выборе поставщика до поступления материалов в производство согласно потребности цехов; управление процессами: от конфигурирования ТС согласно потребностям потребителя, запасных частей до ТНП по отгрузке потребителю; финансовое и бухгалтерское управление деятельностью предприятия. 

В рамках третьего этапа в 2011—2015 гг. планируется внедрить компоненты управления затратами (модуль «Контроллинг»), планирования и управления производством, зарплаты, дилерского портала, управления транспортными средствами от производства до гарантийного обслуживания. При этом хочу отметить, что использование ERP-системы от мирового лидера компании SAP не только гарантирует нам интегрирование результатов каждого из этапов работ в единую систему и возможность гибкой перенастройки при изменении условий хозяйствования, но и позволяет использовать лучшие мировые управленческие практики.

-----------------------------------

На снимке: слесарь механосборочных работ Дмитрий КОСТЕНЕВИЧ.

Фото: Александр ТОЛОЧКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter