Странный поворот: познание себя усиливает эгоизм

Огрехи совершенства

В последнее время только и разговоров, что о различных психологических техниках, позволяющих добиться гармонии с собой любимым. Сейчас в тренде — обретение осознанности. Но поскольку среднестатистический гражданин, жаждущий духовного просветления, при всем уважении, далеко не спец по гештальттерапии, неграмотные попытки «достичь дзена» дают довольно странный эффект. Как это сказывается на межчеловеческих отношениях, почему нельзя жить в обществе и быть свободным от него и в чем, с точки зрения науки, мы себя обманываем?

Фото  pexels.com

Море радости

Начнем с того, что никто не оспаривает ценность и пользу духовных практик. Но проблема в том, что мы все обычные люди — не отшельники, живем не в Тибете и до мудрости великих философов нам тоже (не в обиду будь сказано) далековато. Поэтому, мягко говоря, в некоторых случаях изначально благие цели самосовершенствования дают не совсем тот эффект, что нужно.

Осознанность в современной психологии трактуется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или будущего. Считается, что, перестроив свое сознание таким образом, можно избавиться от чувства тревоги, минимизировать стресс и вообще начать радоваться жизни. Можно даже скачать специальное приложение и «постигать самое себя» посредством смартфона. Почему бы и нет? Тем не менее американские ученые из Университета Баффало решили выяснить, как это все сказывается на межличностных и социальных отношениях. Результаты своего исследования они опубликовали в журнале Psychological Science. Побудительный мотив исследования был таков: поскольку осознанность вообще трактуется как нечто абсолютно положительное, что помогает жить и справляться с неприятностями, разумно было бы предположить, что на уровне межличностных отношений она тоже несет сплошные радости и бонусы. Однако все оказалось совсем непросто.

Усиление эффекта

Участников эксперимента было несколько сотен. Они предварительно оценивались психологами по определенным параметрам: насколько склонны к социальным взаимодействиям, насколько чувствуют себя независимыми или же, наоборот, связанными с другими людьми. После серии занятий по, образно говоря, «воспарению над обыденностью» им рассказали о работе волонтеров и предложили поучаствовать. В итоге вырисовалась интересная картина. У тех, кто изначально проявлял склонность к индивидуализму, занятия повысили это качество в разы. Они прохладно воспринимали рассказы о несчастьях других и не выказывали желания помочь.

Диаметрально противоположный эффект «курсы разумного эгоизма» оказали на людей, от природы склонных к сопереживанию, которые с удвоенным энтузиазмом брались помогать ближним. Казалось бы, налицо парадокс: тебе внушают, что именно собственная личность является «пупом земли» и центром мироздания, ты соглашаешься и тут же кидаешься выручать кого-то незнакомого. Но на самом деле противоречий нет. Все зависит от того, как мозг интерпретирует изначальную информацию. Эгоист рассуждает: раз я представляю абсолютную ценность, значит, другие либо не имеют значения, либо должны служить моим целям. Альтруист (употребляем этот термин для упрощения) мыслит по-другому: раз я такой умный и замечательный, значит, могу принести большую пользу, чем другие. И это, несомненно, не только доставит мне радость, но и еще больше повысит мою ценность в собственных глазах.

Я, ты, он, она…

В 1954 году английский исследователь Пол Лихаузен сказал: «Асоциальное животное — мертвое животное», имея в виду, что животное, существующее в условиях группы, для своего же блага обязано образовывать социальные связи, вступать в них и их поддерживать. Хотите — верьте, хотите — нет, но есть гипотеза о наличии социальности даже у бактерий.

Самыми социальными животными из всех являемся мы — представители вида Homo sapiens. Именно поэтому цивилизацию смогли построить только люди. При этом развитие в «общественном» направлении сделало нас и очень зависимыми друг от друга. Сознание здесь идет рука об руку с физиологией, поскольку устройство мозга и условия его нормальной работы (принцип образования нейронных связей) напрямую связаны со способностью к коммуникации с другими людьми. К каким последствиям может привести нарушение схемы, наглядно видно на детях-маугли. Литературные дети джунглей изображаются людьми с нормальным умом и физическими способностями, но с более развитым инстинктом выживания. Реальная картина другая: серьезные проблемы с речью, прямохождением и так далее. После того как таких людей возвращают в цивилизацию, они долго не живут, даже несмотря на ухищрения современной науки и медицины.

Так что факт остается фактом: все мы связаны крепко-накрепко, и каждый так или иначе зависит от другого. Поэтому эгоизм в его крайних проявлениях — не норма. В конце концов, во все времена, начиная с охоты на мамонтов и противостояния саблезубым тиграм, людям помогала исключительно взаимовыручка. Один в поле не воин, даже если он самый умный и замечательный во всех отношениях, самодостаточный… эгоист.

КСТАТИ

Пусть мы твердо решили есть только полезную еду, но стоит нам увидеть, что кто-то из наших знакомых выбирает не салат, а гамбургер, и мы сразу забываем о своем решении и берем то же самое, что и наш знакомый. Такова сила социальных связей — они влияют даже на наши пищевые предпочтения. Конечно, если вы сидите на диете по медицинским показаниям или принципиально придерживаетесь здорового питания, такие механизмы «пробуксовывают». Хотя рука все равно непроизвольно будет тянуться к тем блюдам, что у приятелей или коллег. Кстати, офисные работники, которые заказывают доставку обедов, за редким исключением тоже предпочитают примерно одинаковую еду.

В ТЕМУ

Фото  pexels.com

Как утверждают ученые Калифорнийского университета в Дэвисе (результаты их исследования были опубликованы в Journal of Experimental Social Psychology), свою идеальную любовь мы оцениваем по чужим критериям. Казалось бы, утверждение спорное. В конце концов, мы привыкли думать, что делаем выбор сами. За что потом и несем ответственность, так сказать. Однако картина вырисовывается несколько иная. 

Да, у каждого есть свои представления о том, что нравится или не нравится в партнере. Например, мы хотим, чтобы он был привлекательным, обладал чувством юмора, умом и так далее. И вдруг, к своему собственному изумлению, выбираем какого-нибудь мрачного циника. В таких случаях говорят: «Вообще-то, он не был героем моего романа, но как-то так вышло…» Эксперимент американских ученых позволил объяснить такое странное, на первый взгляд, поведение. Исследователи попросили 100 добровольцев указать три основных ценных качества в партнере. Естественно, ответы были разными. Но далее события развивались интересно.

Например, если Мери, для которой самыми главными качествами были привлекательность, чувство юмора и любознательность, узнавала, что одного общего знакомого высоко оценила ее подруга Кейт, для которой важнее практичность и ум, то такой парень и для Мери становился вполне притягательным. Вспомните, активные парни и девушки, которых считают душой компании, нравятся большей части всего коллектива и встречаться с такими хотелось бы многим. Даже тем, кому, по идее, нравятся вдумчивые интроверты. То есть, по сути дела, мы, как и наши родственники — приматы, просто «обезьянничаем». Ну и как после этого говорить о независимости выбора?

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter