"В десятом классе мой сын, который сейчас заканчивает так называемую экспериментальную школу, шел на медаль, - сокрушается в письме в редакцию наша читательница.
- А в одиннадцатом вдруг выяснилось, что до медали он не дотягивает: в аттестате у него будет три "восьмерки". Похоже, реформаторы сами не в состоянии разобраться в собственных нововведениях: еще в сентябре нынешнего учебного года "восьмерка" считалась отличной оценкой, а через месяц превратилась в "хорошо". Не удивлюсь, если в будущем учебном году "восьмерка" потеряет еще один балл". Сюрприз выпускникам в виде общего конкурса при поступлении в вуз вместо льготных условий сдачи вступительных экзаменов приятным не назовешь. Увы, как явствует из многочисленных читательских писем и звонков в редакцию, эта ситуация довольно распространенная. Прокомментировать ее корреспондент "СБ" попросила заместителя министра образования Казимира ФАРИНО.
- Требования, предъявляемые к медалистам, в самом деле стали строже. Объясню почему. На финише 1999-2000 учебного года оказалось 10.477 медалистов - это 12 процентов от общего количества выпускников. Из них стали студентами 55,7 процента, провалили вступительные испытания и получили "неуд" 11,5 процента. Вывод очевиден: столь щедро раздаваемое "золото" и "серебро" было далеко не самой высокой пробы.
Чтобы как-то повлиять на ситуацию, в перечень существующих "отличительных" признаков претендента на медаль Министерство образования включило еще один: базовую школу будущий обладатель "золота" или "серебра" должен закончить со свидетельством с отличием - своего рода доказательство того, что в отличники он выбился не случайно. В 2001-2002 учебном году количество медалистов уменьшилось до 5.888, или до 6,9 процента от всех выпускников. Из них зачислены в вузы 40,8 процента, получили "двойки" 12,7 процента.
- Что же получается: медалистов стало меньше, а "неудов", несмотря на это, больше?
- Увы, да. Именно с учетом этой печальной тенденции 10 октября минувшего года Совет Министров утвердил новый порядок выдачи медалей. Согласно ему на "золото" могут претендовать лишь те, у кого в аттестате исключительно "девятки" и "десятки". Соответственно "серебро" вручается при наличии не более двух "восьмерок", хотя еще в конце прошлого учебного года эта отметка в экспериментальных школах считалась отличной. Нужно признать, что руководство некоторых школ, несмотря на указания и рекомендации Министерства образования, вовремя не разъяснило ученикам и их родителям суть данного нововведения. Во многом отсюда и нынешний ажиотаж. Тем не менее министерство готово рассматривать каждое заявление родителей выпускников экспериментальных школ в индивидуальном порядке. И поверьте, решение будет принято в пользу учеников. Отдельно хотелось бы обратиться к родителям: не следует накалять страсти и сеять панику накануне поступления в высшие и средние специальные учебные заведения. Не лишайте своих детей нормальных условий для подготовки к вступительным экзаменам.
- Не рано ли говорить о том, что критерии оценки знаний "по-новому" наконец приведены к общему знаменателю?
- Вы помните, что творилось в начале года? Особенно много вопросов касалось 9 и 10 баллов. Уровень знаний, которые должны были показать ученики на эти отметки, и вправду был завышен. На сегодняшний день положение исправлено: инструктивно-методическая база по 10-балльной шкале отработана полностью. Еще раз к этой теме вернемся после того, как будут подведены итоги вступительной кампании и станет ясна истинная картина знаний вчерашних школьников, в том числе и медалистов.
- По вашим прогнозам, по сравнению с минувшим выпуском число медалистов сократится?
- Думаю, останется прежним - на уровне 5 - 6 процентов. На мой взгляд, это и есть реальное число отличников, способных глубоко усваивать знания по всем образовательным областям.
- Школьная эпопея с 10-балльной системой плавно перекочевала в вузы. В одних "восемь" приравнивают к "отлично", в других расценивают как "хорошо".
- Существуют правила приема в высшие и средние специальные учебные заведения. И в них четко прописано: каждое учебное заведение имеет право определять свой порядок приема медалистов и проведения вступительных испытаний, которые будут оцениваться по 10-балльной системе.
Похоже, в ближайшее время главному образовательному ведомству страны придется выступать в роли третейского судьи не один раз. И все же хочется надеяться, что подобные "судебные" процессы не превратятся в систему. Что же касается 8 баллов, ставших такими несчастливыми для многих без пяти минут абитуриентов, то, по всей видимости, не стоило так резко менять условия "экспериментальной игры" для первопроходцев реформы и спешить с запуском нововведений по всей стране. Все-таки столь тонкая сфера, как образование, должна реформироваться постепенно, бережно, а не путем революционных новаций. Но на ошибках учатся. Лишь бы наука пошла впрок.
Огранка знаний не терпит суеты
"В десятом классе мой сын, который сейчас заканчивает так называемую экспериментальную школу, шел на медаль, - сокрушается в письме в редакцию наша читательница.