Огранка знаний не терпит суеты

"В десятом классе мой сын, который сейчас заканчивает так называемую экспериментальную школу, шел на медаль, - сокрушается в письме в редакцию наша читательница.
"В десятом классе мой сын, который сейчас заканчивает так называемую экспериментальную школу, шел на медаль, - сокрушается в письме в редакцию наша читательница.

- А в одиннадцатом вдруг выяснилось, что до медали он не дотягивает: в аттестате у него будет три "восьмерки". Похоже, реформаторы сами не в состоянии разобраться в собственных нововведениях: еще в сентябре нынешнего учебного года "восьмерка" считалась отличной оценкой, а через месяц превратилась в "хорошо". Не удивлюсь, если в будущем учебном году "восьмерка" потеряет еще один балл". Сюрприз выпускникам в виде общего конкурса при поступлении в вуз вместо льготных условий сдачи вступительных экзаменов приятным не назовешь. Увы, как явствует из многочисленных читательских писем и звонков в редакцию, эта ситуация довольно распространенная. Прокомментировать ее корреспондент "СБ" попросила заместителя министра образования Казимира ФАРИНО.

- Требования, предъявляемые к медалистам, в самом деле стали строже. Объясню почему. На финише 1999-2000 учебного года оказалось 10.477 медалистов - это 12 процентов от общего количества выпускников. Из них стали студентами 55,7 процента, провалили вступительные испытания и получили "неуд" 11,5 процента. Вывод очевиден: столь щедро раздаваемое "золото" и "серебро" было далеко не самой высокой пробы.

Чтобы как-то повлиять на ситуацию, в перечень существующих "отличительных" признаков претендента на медаль Министерство образования включило еще один: базовую школу будущий обладатель "золота" или "серебра" должен закончить со свидетельством с отличием - своего рода доказательство того, что в отличники он выбился не случайно. В 2001-2002 учебном году количество медалистов уменьшилось до 5.888, или до 6,9 процента от всех выпускников. Из них зачислены в вузы 40,8 процента, получили "двойки" 12,7 процента.

- Что же получается: медалистов стало меньше, а "неудов", несмотря на это, больше?

- Увы, да. Именно с учетом этой печальной тенденции 10 октября минувшего года Совет Министров утвердил новый порядок выдачи медалей. Согласно ему на "золото" могут претендовать лишь те, у кого в аттестате исключительно "девятки" и "десятки". Соответственно "серебро" вручается при наличии не более двух "восьмерок", хотя еще в конце прошлого учебного года эта отметка в экспериментальных школах считалась отличной. Нужно признать, что руководство некоторых школ, несмотря на указания и рекомендации Министерства образования, вовремя не разъяснило ученикам и их родителям суть данного нововведения. Во многом отсюда и нынешний ажиотаж. Тем не менее министерство готово рассматривать каждое заявление родителей выпускников экспериментальных школ в индивидуальном порядке. И поверьте, решение будет принято в пользу учеников. Отдельно хотелось бы обратиться к родителям: не следует накалять страсти и сеять панику накануне поступления в высшие и средние специальные учебные заведения. Не лишайте своих детей нормальных условий для подготовки к вступительным экзаменам.

- Не рано ли говорить о том, что критерии оценки знаний "по-новому" наконец приведены к общему знаменателю?

- Вы помните, что творилось в начале года? Особенно много вопросов касалось 9 и 10 баллов. Уровень знаний, которые должны были показать ученики на эти отметки, и вправду был завышен. На сегодняшний день положение исправлено: инструктивно-методическая база по 10-балльной шкале отработана полностью. Еще раз к этой теме вернемся после того, как будут подведены итоги вступительной кампании и станет ясна истинная картина знаний вчерашних школьников, в том числе и медалистов.

- По вашим прогнозам, по сравнению с минувшим выпуском число медалистов сократится?

- Думаю, останется прежним - на уровне 5 - 6 процентов. На мой взгляд, это и есть реальное число отличников, способных глубоко усваивать знания по всем образовательным областям.

- Школьная эпопея с 10-балльной системой плавно перекочевала в вузы. В одних "восемь" приравнивают к "отлично", в других расценивают как "хорошо".

- Существуют правила приема в высшие и средние специальные учебные заведения. И в них четко прописано: каждое учебное заведение имеет право определять свой порядок приема медалистов и проведения вступительных испытаний, которые будут оцениваться по 10-балльной системе.

Похоже, в ближайшее время главному образовательному ведомству страны придется выступать в роли третейского судьи не один раз. И все же хочется надеяться, что подобные "судебные" процессы не превратятся в систему. Что же касается 8 баллов, ставших такими несчастливыми для многих без пяти минут абитуриентов, то, по всей видимости, не стоило так резко менять условия "экспериментальной игры" для первопроходцев реформы и спешить с запуском нововведений по всей стране. Все-таки столь тонкая сфера, как образование, должна реформироваться постепенно, бережно, а не путем революционных новаций. Но на ошибках учатся. Лишь бы наука пошла впрок.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter