Ограбление по...

Эх, чего только не насмотришься за «боевую» журналистскую карьеру! Даже на ограблении банка недавно оказался. Сработала тревожная кнопка в филиале «Серебрянка» «Белагропромбанка». Впрочем, его сотрудники не переживали из-за нападения. Их заранее предупредили о неприятностях. Ведь «налет» был учебным…

Эх, чего только не насмотришься за «боевую» журналистскую карьеру! Даже на ограблении банка недавно оказался. Сработала тревожная кнопка в филиале «Серебрянка» «Белагропромбанка». Впрочем, его сотрудники не переживали из-за нападения. Их заранее предупредили о неприятностях. Ведь «налет» был учебным…

Среди многочисленных клиентов Департамента «Охрана» белорусского МВД банки числятся в списках особо важных объектов. Еще бы, ведь там люди хранят свои сбережения, там оборачиваются наличные для банкоматов, для выплат зарплаты… А деньги, сосредоточенные в одном месте, всегда лакомый кусочек для людей с преступным воображением. Слава Богу, наша земля бедна на Бонни и Клайдов. Да и охрана таких объектов у нас, похоже, поставлена лучше, чем в США. Как минимум раз в квартал районные подразделения Департамента «Охрана» отрабатывают нештатные ситуации на каждом объекте.

— Зачем так часто? – удивляюсь.

— По-другому нельзя, — говорит Виктор Филиппенок, начальник штаба Департамента «Охрана» по городу Минску, — группы задержания должны до деталей изучить расположение банка, оптимальные подъезды к нему, входы-выходы и массу других важных мелочей… Ведь налет вряд ли будет совершать «шантрапа». На такое «дело» отважатся только опытные преступники. Подразделения «Охраны» должны быть на голову выше в профессионализме, чтобы не дать бандитам уйти с места преступления.

В этот день по плану тактических учений «грабежу» подвергся филиал «Серебрянка» Белагропромбанка. Небольшое двухэтажное здание на проспекте Рокоссовского: стоит во дворах, среди огромных жилых многоэтажек. Заранее о нападении знало только высокое милицейское начальство да управляющий финансового учреждения. Для патрулей, дежурных частей и других сотрудников подразделений «Охрана» ситуация оказалась максимально приближенной к боевой.

С Валерием Дашковским, заместителем командира батальона по воспитательной работе из «Охраны» Ленинского района, издали наблюдаем за филиалом «Серебрянка». Время близится к половине одиннадцатого. Забормотала рация: сигнал тревоги поступил из банка на пульт дежурного.

— А где же бандиты в масках, которые имитировали бы нападение? Чтобы все понарошку, но как будто по-настоящему, — разочарованно интересуюсь.

— «Грабители» — это для полигонов, — объясняет мой спутник. – Там есть где продемонстрировать режиссерские способности. А тут все-таки работающий банк: сотрудники, клиенты... Представляете: стоите вы в очереди снять деньги со счета, а тут в зал врывается человек с пистолетом! Никто же не знает, что это переодетый сотрудник милиции. Старый человек может и инфаркт получить от неожиданности. Поэтому стараемся поменьше будоражить население. Да и нет надобности в реальных налетчиках. Главное — отработать тактику действий, а задержать, скрутить, препроводить – не самое сложное в данном случае.

Оказалось, учебное ограбление выглядит просто: приезжает в банк представитель Департамента «Охрана» и нажимает тревожную кнопку. И дальше начальство анализирует: грамотно ли сработают их подчиненные. Правда, руководители финансовых учреждений не очень жалуют такие учения. Ведь минут 20 рабочего дня проходит впустую, и говорят, что за треть часа филиал теряет несколько миллионов рублей прибыли. Но с банкирами удается договориться. Все-таки безопасность – удовольствие дорогое, и они это понимают.

Кнопка сработала. Не проходит и двух минут, как с разных сторон к филиалу «Серебрянка» подлетают машины с нарядами. Бойцы занимают позиции во дворе по периметру здания. Бронежилеты, каски-сферы, дула автоматов на изготовку смотрят на двери банка и окна. В другом конце двора замаячили жилеты сотрудников ГАИ, показалась красная машина МЧС…

Оказалось, на ЧП в банке выезжают сразу несколько служб и подразделений, усиливая группы задержания «Охраны». За считанные секунды все подступы к «Серебрянке» – и ближние, и дальние — были заблокированы. Мышь не проскользнет. И все замерло в тихой позиции ожидания. Только иногда слышится слабый треск рации.

— А почему внутрь не входят? — спрашиваю своего «гида».

— Не имеют права, — ошарашивает он меня. – Сейчас приедет оперативно-следственная группа из райотдела. Только она и может войти в банк.

По дворовым ухабам трясется уазик дежурной части. Милиционеры с «оголенными» пистолетами взбегают на крыльцо. Один из них пригнулся к переговорному устройству. Разведывает обстановку? Нет, называет пароль. Ведь в каждом банке постоянно дежурят несколько милиционеров. В принципе, на них и приходится первый «удар» при тревоге. Прежде всего отрезают связь с внешним миром: наглухо запирают двери, опускают роллеты на окнах. Потом всех людей в учреждении – и сотрудников банка, и случайных посетителей — отводят в безопасное место, чтобы бандиты не смогли взять заложников. Блокируют и доступ к денежным хранилищам и сейфам с важными документами.

После «сработки» «внутренний» наряд вообще никого не должен впускать, не взирая на звания и должности. Только оперативно-следственную группу, и то лишь по условному сигналу, который постоянно меняется.

Нештатная ситуация в «Серебрянке» была отработана отлично. Начальство, которое наблюдало за действиями подчиненных со стороны, осталось довольно. Бойцы снимали сферы-каски – за полчаса пластиковая «шапка» порядком надоедает. Через несколько минут банк снова приступил к своей обычной работе. И только бабки на соседних скамейках перешептывались: «Наверное, опасных бандитов ловили…»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter