Огород за костелом

В семье Василевских из деревни Чернавчицы Брестского района шестеро детей, ждут седьмого.
В семье Василевских из деревни Чернавчицы Брестского района шестеро детей, ждут седьмого. Главе семейства Витольду Василевскому - 42 года, жене Инессе - 35, старшему сыну недавно исполнилось 16, младшему - 2,5 года. Это самая большая семья в Чернавчицком сельсовете с населением в 4,6 тысячи человек.

К Василевским я приехала, чтобы выяснить, из-за чего на самом деле между ними и местным сельсоветом возник конфликт. Мой знакомый, друг ксендза Павла из Чернавчицкого костела, рассказывал, что из-за огорода, который Витольд разбил... на кладбище.

Дом Василевских нашла сразу же. Ветхая постройка, ни забора, ни цветников. В сенях дети перебирали гречку. Глава семейства Витольд с ходу предложил посмотреть на злополучный огород, который стал камнем преткновения между ним и председателем сельсовета Алексеем Олесиком.

Старинное деревенское кладбище разбито на две части - православную и католическую. Каждой общине под захоронения выделено еще несколько десятков соток земли, обнесенной забором. Ту часть, что принадлежит католикам, Витольд засадил рожью, картошкой и гречкой. Огород не среди могил, как мне сначала думалось, но действительно на кладбище...

Витольд занял территорию, где раньше паслись сельские козы, с согласия местной католической общины, к которой принадлежит и сам. Никто никогда никаких претензий по этому поводу не предъявлял, пока местный сельсовет не возглавил новый руководитель Алексей Олесик. Он категоричен: "Не будет на кладбище огорода!"

Выход из конфликтной ситуации, считает Алексей Олесик, есть - прямо за кладбищенским забором.

- Пусть напишет заявление, мы выделим землю. Рядом с кладбищем у нас луг, можно и его разрабатывать. Хочет быть фермером - выделим землю.

Витольд Василевский не против. Он сказал мне, что когда-то просил у исполкома землю, но ему отказали. Это якобы и стало поводом для "захвата" отведенной под могилы территории. Но в сельсовете не припоминают о таком заявлении...

Пообщавшись с конфликтующими сторонами, я предположила, что земельный спор должен закончиться миром. Только кому-то нужно взять на себя роль третейского судьи, может быть, тому же ксендзу. По-моему, проблема в людях и очень проста: один человек не нравится другому и наоборот.

...На огороде у Василевского колосится рожь, зеленеет картошка. Местная власть в лице Алексея Олесика разрешила "фермеру" собрать урожай, но в следующем году путь на кладбище с плугом ему заказан.

Василевский и тому рад. Если б оштрафовали, пришлось бы продавать лошадь-кормилицу...

Последняя запись в трудовой книжке Витольда сделана несколько лет назад, когда он работал крановщиком на заводе железобетонных изделий. В СПК "Чернавчицы" работать не хочет - мало платят. Еще одно "против" - здесь, считает Витольд, не особо чтят религиозные праздники, что для человека верующего неприемлемо. И теперь Василевский - единоличник, имеет в хозяйстве корову, телку, две лошади, кур, индюков. Хлеб с женой пекут сами, из муки, смолотой на собственных жерновах.

Лишней копейки в семье нет. Сводить концы с концами помогают сердобольные прихожане-католики. А как же власть?

Разговор с секретарем сельсовета Александрой Бурдой мы начали с демографической проблемы. Она здесь довольно остра. В прошлом году смертность почти в 2,5 раза превысила рождаемость. Из 2,4 тысячи жителей Чернавчиц только пятая часть - дети. А многодетных семей на такую большую деревню всего две. И если Ядвигу Конько, родившую шестерых, орденом Матери уже наградили, то Инессу Василевскую пока нет. Александра Бурда говорит, что к ордену Василевская уже представлена и "при удобном торжественном случае" его вручат.

Впрочем, должна ли власть, даже на уровне сельсовета, превращаться в няньку для человека, который, прямо скажем, не очень-то власть уважает? Хотя считает себя добрым католиком и примерным христианином... Это очень деликатный вопрос.

Никакой другой помощи от сельсовета семья не ждет. Василевский уповает только на Бога. Он знает, что помощь ему не положена по закону, так как Инесса нигде не работала, да и он работать "на общество" не хочет и не скрывает этого.

- Справимся, силы и здоровье есть, земли бы нам... - рассуждает "единоличник", воскрешая в памяти какие-то старые страницы литературы, чуть ли не книги о "доколхозной жизни" писателя Вячеслава Адамчика.

В общем, увидела я картину невеселую: многодетная и благополучная с точки зрения нравственности семья, где отец не пьет и не курит, а дети получают в школе хорошие оценки, оказалась на грани выживания. Гордый Витольд идти к власти с протянутой рукой не хочет, а власть в лице сельсовета свою помощь и не навязывает.

Где выход? На этот вопрос мне пока не ответили ни Алексей Олесик, ни Витольд Василевский. Вместе его искать, как мне показалось, они еще не готовы... Может, поможет райисполком?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter