Огонь, вода и медные трубы

Белорусские художники, способные воплотить творческую идею в таком сложном материале, как металл, готовы украсить своими произведениями большие и малые города нашей страны. В том числе и на безвозмездной основе. Но их предложений пока не слышатЭти энтузиасты принадлежат к новому общественному объединению — Гильдии кузнецов Беларуси, которая образовалась всего полтора года назад. Принимают в свои ряды и оружейников, реставрирующих доспехи для музеев, и тех, кто занимается созданием кованых произведений искусства для интерьера, внешнего оформления домов — от каминных решеток и подсвечников до парковой скульптуры, кованых беседок и лавочек. И тем не менее пока что в объединении всего 18 человек.

— Нас мало, — говорит глава гильдии Талина Фомичева. — Не так много в наши дни даже тех, кто просто умеет нагреть металл и постучать по нему молотком, чтобы починить орудие труда. А если говорить о кузнеце как о художнике, способном воплотить творческую идею в таком сложном материале, как металл, — таких и вовсе в нашей стране можно практически по пальцам пересчитать.
Сегодня Западная Европа переживает моду на кованые изделия. Между тем кузнечное искусство на Западе к началу третьего тысячелетия утеряно. В отличие от стран Восточной Европы. Работы белорусских кузнецов украшают дома и парки в Голландии, Италии, Англии, Германии, Финляндии, Австралии, Канаде, США. Часто выполняют белорусские мастера заказы из России. Время от времени, несмотря на то что  цена кованых изделий начинается с сотен у.е., получают и заказы от соотечественников.
Достижение прогресса — машинная, или холодная, ковка не идет ни в какое сравнение с ручной. Разница видна даже непрофессионалу. Холодная ковка — это быстро и недорого, так же и выглядит — дешево. Ручная — процесс трудоемкий и долговременный, зато горн меняет структуру металла, а человеческие руки придают ему самые причудливые формы. Отсюда и цена изделия.  Ничего нового, рассказала глава гильдии, в кузнечном деле не придумано — современные кузнецы создают свои изделия по технологии, насчитывающей тысячи лет. Как говорится, металл, огонь и вода... Вот только с медными трубами белорусским мастерам кузнечного дела как-то не везет.
— Работа только на заказы частников дает лишь денежную основу, — поясняет Талина Фомичева. — Это устраивает молодого художника в начале его творческого пути. Но вещи, которые уходят в частные дома, по сути, попросту пропадают, их видит очень узкий круг людей. Часто эти произведения искусства и вовсе покидают пределы Беларуси. Более того, нередко заказчик даже запрещает кузнецу фотографировать созданную для него, к примеру, ажурную лестницу, или столовую группу, или кровать с балдахином, или ту же парковую скульптуру... Между тем художник по определению человек амбициозный, любому творцу хочется показать свое творчество широкому кругу зрителей. А в Беларуси не то что музеев кузнечного мастерства нет, даже выставки не проводятся.
Справедливости ради следует заметить, что таких выставок было две. Первая — на Славянском базаре в Витебске, вторая открыта сейчас в Минске, и на нее попала корреспондент “НГ”.
“Портрет весны в железном обрамлении” — так назвала Гильдия кузнецов Беларуси свой показ в столице. Не оставшись в стороне от всеобщего весеннего настроения, мастера представили на суд зрителей в Национальном музее истории и культуры Беларуси свое видение этой чудесной поры года.
“Железная” весна ломает стереотипы. Она не тяжелая и холодная, а, напротив, ажурная, невесомая, изящная и теплая, прорастает сквозь лед причудливыми цветами и диковинными узорами. Гостями выставки стали кузнецы из Украины. Они привезли в Минск один из самых внушительных экспонатов — кованое кресло, результат непрерывной 16-часовой работы трех мастеров.
Обе выставки проводились за счет самих кузнецов. Помимо основных целей — показать свое искусство общественности и рассказать о гильдии тем из белорусских кузнецов, кто о ней пока не знает, — организаторы лелеяли надежду привлечь к самобытной белорусской кузнечной школе внимание столичных властей и Министерства культуры.
— Нам очень не хватает не частных, а городских и республиканских заказов, — говорит Талина Фомичева. — Исторически белорусские города и местечки испытывали сильнейшее влияние западной эстетики. Кованые решетки, козырьки, вывески, флюгеры, ажурные балконы и лавочки — все это было в Беларуси повсеместно. Еще 25 лет назад я сделала коллекцию фотографий старинной ковки на улицах Бреста. Сейчас ни одного этого исторического экспоната в моем родном Бресте уже не найти: дома реставрировали, а старинную ковку попросту отправляли на помойку. Так и к реставрации наших усадеб и замков часто мы подходим слишком упрощенно. Восстановили стены — и хватит. Никто не задумывается о деталях, о тех же кованых изделиях — какой была ковка 200—300 лет назад?..
В Беларуси сегодня для кузнецов просто непаханое поле. Это и участие в реконструкции исторических памятников, и просто украшение современных городов и городков — кованые лавочки, фонари, вывески, те же мусорницы... Вот в Донецке, к примеру, есть парк кованых фигур, где нет ни одной одинаковой скамейки, где украинские кузнецы создали Поляну знаков зодиака и кованые Весы любви. И это — самое популярное место у горожан и туристов. У нас в Беларуси есть не менее сильные и самобытные мастера: Игорь Дорожко, Александр Чумаков, Николай Фомичев, Юрий Фурс, молодые кузнецы мастерских Максима Челюканова и Марии Терлецкой... Но их работы, как и их имена, знают только коллекционеры.
Белорусские кузнецы готовы сотрудничать с градостроителями всех областей республики даже на безвозмездной основе — к примеру, обсуждают план подарить театру кукол кованую ограду со сказочными фигурками. Да и вообще обещают не держаться высоких цен, ведь их работы смогли бы увидеть сотни тысяч наших сограждан и гостей нашей страны. Но пока что, посетовала председатель Гильдии кузнецов, даже на приглашение на вернисаж “Портрет весны в железном обрамлении” ни в столичной мэрии, ни в Министерстве культуры никто так и не откликнулся.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter