Отопительный сезон набирает обороты: какой путь проходит тепло, прежде чем попасть в жилые дома

Огонь — в батареи!

На этой неделе одной из самых горячих тем, причем как в прямом, так и в переносном смысле, стало включение отопления. Жители всей страны внимательно следили за графиками отопительной кампании. Корреспондент «Р» проследовала по пути прохождения тепла в жилые дома и разобралась, как работает автоматическая система управления технологическими процессами на котельных. А заодно разузнала, насколько далеко пошел прогресс: можно ли, нажав одну кнопку, запустить уют и тепло для всего города. 

Начальник смены Виктор ДЕМЕШКЕВИЧ и оператор Алла МОЗОЛЕВСКАЯ контролируют ситуацию сразу на 22 котельных.

Предупредительный сигнал

Геннадий Лукашевич
Старт отопительного сезона начинается как раз с того, что в отдельных диспетчерских пунктах операторы котельных нажимают на мониторах кнопку «Пуск». Механизм запущен. Но единого пульта, включающего тепло на весь город, пока нет. Геннадий Лукашевич, первый заместитель директора — главный инженер ГП «Минсккоммунтеплосеть», объясняет:

— В Минске две теплоснабжающие организации: наша и Минские тепловые сети, кроме них есть ведомственные котельные. В «Минсккоммунтеплосети» функционируют 46 котельных. Все оборудование — от насосов до котлов — в них управляется автоматически и дистанционно. 

Едем в котельную по адресу Маяковского, 115в. Здесь находится районный диспетчерский пункт. По сути, контрольная точка, где специалисты, сидя за мониторами, следят за работой 22 котельных, на которых даже не требуется присутствие людей. Виктор Ромашкевич, заместитель начальника района тепловых сетей № 4, демонстрирует удобство системы на деле. Он нажимает пару клавишей на клавиатуре — и мы видим, что происходит в котельной на другом конце города. Если случается какой-то сбой, на компьютере моментально срабатывает уведомление, которое горит красным. Некоторые проблемы можно устранить дистанционно, для других требуется выезд аварийной бригады. Сообщения, выделенные желтым, — предупредительный сигнал. Скажем, система просчитала: при данной температуре на улице в сети должна циркулировать вода, нагретая до 60 градусов, а сейчас 55. Система обращает внимание: будьте начеку!

По этому адресу находится диспетчерский пункт, который не прекращает свою работу ни днем ни ночью.

В диспетчерском пункте работа не затихает 24/7. И днем и ночью здесь следят за датчиками, показателями, таблицами, схемами. И не только на мониторе. Алла Мозолевская, оператор котельной, выбегает на визуальный контроль. В ушах беруши — в помещении очень шумно. Чтобы сказать слово, недостаточно говорить громко, поэтому специалист практически кричит, чтобы ее услышали:

— К звуковому фону привыкла. Напрягаюсь, если звук становится тише или, чего хуже, пропадает. Значит, что-то пошло не так. Дистанционная система очень облегчила рабочие будни. Я хорошо помню времена, когда котлы разжигали длинным запальником. Помещаешь его в огромное жерло и потихонечку подаешь газ. Тогда невозможно было расслабиться ни на секунду. Сейчас за тебя многое делает машина. Любое отклонение — и на мониторе все как на ладони.

«У руля» слесарь Иван Бурак.

Горячая пора

Неделя включения отопления — самая горячая для коммунальщиков. И самая ответственная. Графики включения люди мониторят строго. Тепла ждут все. Упасть в грязь лицом нельзя никак.

Виктор ДЕМЕШКЕВИЧ
Начальник смены РТС № 4 Виктор Демешкевич шутит, что здесь уместна поговорка про сани летом:

— С мая по август тепловые сети проходят жесткую проверку на прочность. Объясню, каким образом. Например, в трубах повышают давление до максимальных цифр. Если ни на одном участке его уровень не снижается в течение определенного времени, значит, испытание пройдено успешно. Есть утечка давления, значит, где-то брешь. И ее надо устранить.

Про следующий этап подготовительных работ рассказывает Виктор Ромашкевич. В первых числах сентября начинают заполнять систему химически очищенной водой. Оказывается, в наших с вами батареях циркулирует специально подготовленная жидкость. Уровень жесткости воды снижается в десятки раз с помощью специального фильтра — водоподготовительной установки. Далее путь следования воды ведет в огромные баки, а потом поступает в трубопроводы и котлы. За их работой здесь следят строго-настрого — в одном здешнем котле почти 14 тонн жидкости.

В одном таком котле примерно 14 тонн воды.

— В этих котлах вода может нагреваться до 115 градусов, — показывает на огромные три цистерны Виктор Ромашкевич. — Всего в тепловой системе нашей котельной, трубопроводах и жилых домах циркулирует около 200 тонн воды. При такой температуре, как сейчас за окном, достаточно задействовать один котел. В морозы подключаем второй. Третий всегда резервный — на случай аварии.

Когда вода нагрелась в котле, можно запускать отопление в жилые дома — нажимать кнопку «Пуск» на мониторе. Для сотрудников это мероприятие ответственное, как запустить ракету в космос. Одно нажатие — и включается сердце котельной — сетевые насосы. Они создают необходимое давление, чтобы даже в самые высокие многоэтажки приходило тепло. Затем по трубам, словно по артериям, начинает бежать вода. Из котельной — горячая, из жилых домов возвращается охлажденная. Все это похоже на работу кровеносной системы в организме. А в здоровом организме все части должны работать как часы. Поэтому специалисты в напряжении и днем и ночью — каждый винтик надо держать под контролем.

Любая неисправность может привести к тому, что в наших домах станет холодно. Поэтому работа в котельной требует предельной внимательности.

azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter