Спасатели сквозь века: о каких удивительных и порой трагических событиях рассказывает экспозиция гомельского Музея пожарного дела

Огонь тушили с помпой

Колокол времен войны с Наполеоном, оплавленная каска огнеборца, история пожарной службы от царских времен до МЧС Беларуси. Все это и многое другое корреспонденты «Народной газеты» увидели в экспозиции Музея пожарного дела Гомельского областного управления МЧС. О самом значимом и интересном рассказываем нашим читателям.


  Музей, открывшийся год назад, находится на улице Карбышева в Гомеле и примечателен даже снаружи. Архитектура здания стилизована под небольшой замок с башенкой и высокими арочными окнами. Раньше здесь размещалась пожарная часть с автомобильным депо. Для гаража спецтехники высокие потолки не роскошь, а производственная необходимость. 

Был предшественник и у самого музея — созданная еще в середине 1970-х пожарно-техническая выставка, запомнившаяся не одному поколению гомельчан. На экскурсии сюда приводили группами, начиная с детсадовского возраста. Макеты квартир, поврежденных огнем, корпуса сгоревших телевизоров и других электроприборов, демонстрация в действии противопожарных датчиков и сигнализаций. Все то, от чего у любознательной ребятни округлялись глаза и открывались рты. Но самое яркое впечатление производили диорамы с крутыми для своего времени спецэффектами. Одна из них посвящена крупнейшему в истории Гомеля пожару, который произошел в 1856 году. Макет воспроизводит часть города и дворцово-паркового ансамбля, входивших в имение тогдашнего хозяина — князя Ивана Паскевича. 

Аудиозапись рассказывает о причинах, масштабах и последствиях пожара. По мере развития сюжета включается подсветка, имитирующая зарево огня среди узких деревянных улочек, застроенных с грубейшими нарушениями норм пожарной безо­пасности. Есть на макете и крохотные фигурки людей, пытавшихся возить воду из Сожа бочками на конных телегах. 

— Их старания были тщетны, — рассказывает исполняющая функции музейного хранителя Алевтина Климович. — К тому же тушение того пожара затруднял сильный ветер. В итоге огонь бушевал три дня, уничтожив Гомель почти полностью. Сгорело свыше 500 домов. Из-за этого многие жители были вынуждены уйти, а город еще долго отстраивался.

Данных о количестве жертв не сохранилось. Зато известно, что дворец князя не пострадал. Его уберегла дворовая челядь. Диорама с рассказом об этих событиях вызывает живой интерес посетителей и сегодня. 

Первых огнеборцев сейчас считали бы волонтерами. Тогда называли охотниками, подра­зумевая добровольный (в охоту) характер их деятельности. От энтузиазма на самом деле зависело многое, поскольку на тот момент тушение пожаров было одной из самых низкооплачиваемых профессий наравне с работой дворников и парикмахеров. Пожарные финансировались за счет, опять же, добровольных пожертвований, которых хронически не хватало. Кстати, с этим связано наличие в командах оркестров, дававших концерты на городских мероприятиях. Оказывались и другие платные услуги. К примеру, на территории первой пожарной части Гомеля (сейчас здесь находится Центральный стадион) зимой заливали каток для массовых катаний. Там же размещались амфитеатр и велосипедный трек. А незадолго до революции в самом центре города была построена каланча, красовавшаяся над жилыми кварталами до 1965 года. 

В экспозиции широко представлены образцы снаряжения той поры. Особое внимание привлекает багор-кошка на цепи, напоминающий оружие из фильмов про боевые искусства монастыря Шаолинь. Немалую, под стать своему весу, историческую ценность представляет ручная пожарная помпа 1899 года выпуска, который значится на клейме. Агрегат был произведен в Польше, а спустя много десятилетий обнаружен в Лоеве. Некоторые элементы махины выполнены из латуни и меди. От охотников за цветным металлом агрегат спасло то, что до передачи в музей он находился в надежном месте — в пожарной части. На звание самого старого экспоната претендует колокол, отлитый в 1812 году, — в период вой­ны с Наполеоном. 



Расскажут в музее и об участниках Великой Отечественной. С начала войны, когда Гомель подвергался бомбежкам, пожарные под налетами и обстрелами продолжали тушить дома. Позже их перебросили в Ленинград и Москву — делать ту же работу. Кстати, даже в период оккупации в Гомеле действовала пожарная часть. В ее автопарке был даже добротный «Мерседес», который после освобождения города превратился в трофей. Саму же пожарную службу пришлось восстанавливать практически с нуля. 
Заведующая музеем Алевтина Климович.

На видном месте у входа — коллекция боевых касок из разных стран. Однако отдельного рассказа заслуживает оплавленный шлем гомельского пожарного. Это сохранившееся свидетельство серьезного ЧП, в котором только благодаря грамотным действиям удалось избежать трагедии и, возможно, многочисленных жертв. Речь о пожаре в главном кинотеатре Гомеля (имени Калинина), который произошел в 1984 году. 

В тот день показывали фестивальное кино — зрительный зал был полон. Возгорание произошло в мастерской художника, рисовавшего афиши к фильмам. Загорелись краски — лакомая «пища» для огня. 

— Обнаружив пожар, работники кинотеатра поступили очень грамотно, — рассказывает Алевтина Геннадьевна. — В зале включили свет и сообщили, что в городе отключают электричество, поэтому сеанс приходится прервать. Зрители, конечно, были недовольны, но главное — спокойно направились к выходу и покинули зал. И только на улице они увидели, что из кинотеатра валит густой дым. Очевидно, именно такая хитрость позволила избежать паники и давки в момент эвакуации. 

К тому моменту примчались пожарные расчеты. Первое звено, неся пожарный рукав, направилось в эпицентр. В задымленном помещении с нулевой видимостью один из пожарных споткнулся и упал. С его головы слетела каска и покатилась в огонь. За считаные минуты она успела оплавиться, что дает представление о температуре внутри. К счастью, шлем стал единственным «пострадавшим». Его хозяина подхватил и вытащил из опасной зоны товарищ. Чуть позже удалось локализовать и ликвидировать очаг возгорания, спасти от уничтожения и сам кинотеатр. 

Стенд, посвященный пожарным, тушившим реактор Чернобыльской АЭС в ночь катастрофы, приборы радиосвязи, снаряжение, награды и образцы формы разных лет — все это лучше один раз увидеть. Благо посмотреть есть на что. А во дворе Музея пожарного дела — яркое завершение экспозиции. В гараже выстроились в ряд автомобили разных поколений. Все они покрашены в красный цвет и долгие годы верой и правдой несли свою собственную пожарную службу. 



ДОСЬЕ «НГ»

Точкой отсчета пожарной службы на территории Беларуси считается 25 июля 1853 года, когда Минским губернским правлением и городской думой была учреждена первая пожарная часть. Позднее они стали появляться и в других городах.

В ТЕМУ

Изначально среди пожарных практиковалось разделение по специальностям, названия которых говорили сами за себя, — топорники, сигнальщики, трубники, машинисты. Самыми рисковыми по праву считались те, кто шел в огонь первым, — лазальщики. Они были обязаны влезть в задымленное помещение, провести разведку, найти и вытащить пострадавших. По сути — аналог газодымозащитной службы в боевых расчетах МЧС сегодня.

prolesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter