Огонь, рожденный в снегу

65 лет назад в ноябрьские дни 1941 года шла битва за Москву
65 лет назад в ноябрьские дни 1941 года шла битва за Москву

Маршал Жуков, выигравший сотни сражений, считал эту битву самой важной в своей военной биографии. Решалась судьба главного города нашей страны. За всю историю Великой Отечественной было лишь шесть сражений такого масштаба: битва за Ленинград, Сталинградская, за Кавказ, Курская, сражение за реку Днепр и самая жестокая, кровавая — битва за Москву.

Это был первый серьезный отпор вермахту. План молниеносного «блицкрига» потерпел крах. Битва за Москву длилась более шести месяцев: с 30 сентября 1941–го по 20 апреля 1942 года. По разные стороны линии фронта в ней участвовало свыше 3 миллионов человек, около 3 тысяч танков, 2 тысячи боевых самолетов, более 22 тысяч орудий и минометов.

Поначалу — до 5 декабря 1941 года сражение носило оборонительный характер. Главной задачей было остановить продвижение противника к столице, измотать, выиграть время для развертывания стратегических резервов. Можно сказать, что определенную лепту в исход этого сражения внесли и тяжелые бои на территории Белоруссии: в Брестском укрепрайоне, под Минском, Витебском и Могилевом, на Бобруйском и Борисовском направлениях. Здесь был впервые «подточен» план безостановочного наступления на Москву.

А ведь Гитлер уже видел себя в первопрестольной победителем. А на месте завоеванной Москвы, по его замыслу, должно было разлиться море...

Генеральный штаб разрабатывает план операции «Тайфун». Предусматривалось нанести концентрические удары севернее и южнее Москвы, расчленить и уничтожить главные силы Западного, Резервного и Брянского фронтов. А после — удар по слабым местам в системе обороны Москвы. Надо было все сделать быстро, пока не грянули морозы. К ведению боевых действий в зимних условиях немцы были не готовы.

Наступление войск началось 30 сентября 1941 года мощным ударом танковой группы Гудериана. 2 октября противник нанес еще один удар севернее Москвы. Оборона была прорвана, немцы охватывали столицу с юга и севера. Западнее Вязьмы в окружении оказалась крупная группировка наших войск. В обороне образовались зияющие бреши, закрыть которые было нечем. Путь на Москву, казалось, открыт. Гитлер поспешил прокричать на весь мир: «Красная Армия разбита под Москвой и восстановить свои силы уже не сможет!»

15 октября из Москвы выехало правительство, метро прекратило свою работу, общественный транспорт остановился. К 17 октября эвакуировано более 2 миллионов человек, а 20 октября объявлено осадное положение. Город ощетинился противотанковыми ежами. Все оставшиеся жители работали на заводах, изготавливали военную технику, боеприпасы, строили оборонительные рубежи на окраинах и в центре столицы, многие добровольно записались в народное ополчение.

Всеми этими и другими оборонительными работами руководила Ставка ВГК с узлом связи в метро «Кировская» и ЦК ВКП(б) на Старой площади.

Чтобы показать всему миру, что Москву так просто не сломить, 7 ноября на Красной площади проходит парад войск. Участник того исторического события, член Военно–научного общества при Центральном Доме офицеров генерал–майор Алексей Рязанов, вспоминает:

— Подготовка велась в строгой тайне. Никто и подумать не мог, что возможен парад. В нем участвовали курсанты венных училищ и расчеты артиллерийских орудий, снятых с огневых позиций на окраине Москвы. Шли танки, только что снятые с платформ, прибывших из Архангельска и Челябинска. Для прикрытия парада с воздуха было сосредоточено 550 самолетов истребительной авиации. Командовал парадом генерал Артемьев, принимал маршал Буденный. Мы все страшно волновались. Начался он на 2 часа раньше оговоренного времени. Выступил с речью Сталин. Ее, кстати, случайно по радио услышал Гитлер. Он пришел в ярость. Приказал немедленно нанести авиационный удар по Красной площади, но его асы прорваться к Москве не смогли. Гитлер тогда уже понял, что Москва не сдается, будет продолжать ожесточенную борьбу.

Наступление на южных и северных подступах к Москве сорвалось. Немцы попытались прорвать оборону на центральном направлении, в полосе Западного фронта. Но и здесь были остановлены. Немецкое наступление выдохлось. Операция под громким наименованием «Тайфун» провалилась.

Маршал Жуков в критический момент обороны взял на себя огромную ответственность, сыграл важнейшую роль в разгроме противника у стен Москвы и в контрнаступлении, которое началось 5 декабря. Одиннадцать суток, с 25 ноября по 5 декабря, маршал почти не спал. Уже в первые дни наступления были освобождены Клин, Солнечногорск, Калинин и сотни деревень и поселков. На отдельных участках фронта продвинулись на 150 километров на северо–запад. Главное было — не дать немцам передышки. К тому же зимой 1941–го в Подмосковье трещали морозы. Контрнаступление продолжалось более месяца. За это время Красная Армия разбила 38 дивизий немцев, очистила от захватчиков значительную часть территории, освободила свыше 11 тысяч населенных пунктов.

О подробностях той далекой героической битвы военные историки жарко дискутируют до сих пор. В таком грандиозном «батальном полотне», как сражение под Москвой, немало еще моментов, требующих более детального изучения, более тщательной «прорисовки». Но в самом главном единодушны даже ярые оппоненты: эта беспримерная по своему героизму и стратегии битва переломила весь ход Второй мировой войны. Именно там, на морозных фронтах 1941–го под Москвой, и зародилась наша Победа.

Владимир ВОРОБЬЕВ, председатель Военно–научного общества при ЦДО, ветеран войны, генерал–майор в отставке.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter