Огонь по штабам

О «газовом противостоянии»

Инспектора Еврокомиссии провели обыски в штаб–квартирах «Газпрома» в ряде стран Центральной и Восточной Европы. Они явились туда внезапно и тут же принялись за дело. «Допрашивают сотрудников и конфискуют документацию», — взволнованно докладывал в прямом эфире немецкому телеканалу ARD представитель Gazprom Germania Буркхард Вельки. Скоро стало ясно, что ищут не только в берлинских офисах российского газового гиганта. Сотрудники антимонопольного ведомства ЕС провели проверки в офисах энергокомпаний, расположенных в нескольких странах.


Точный их список держат в тайне, однако известно, что речь идет не только о дочерних или аффилированных с «Газпромом» фирмах (в частности, немецкой Gazprom Germania, чешской Vemex и литовской Lietuvos Dujos), но и об офисах немецких концернов RWE и E.ON Ruhrgas, а также австрийской OMV. Аналитики предполагают, что в перечне значатся также и британская Centrex, и венгерская Panrusgaz...


«Вновь началось «газовое противостояние» — многолетняя бюрократическая и юридическая борьба между ЕС и энергетическим колоссом, подозреваемым в нарушении норм свободной конкуренции, создании ценовых картелей и навязывании своей монополии», — написало по этому поводу издание Corriere della Sera.


Итальянская газета не преминула напомнить, что «в поле зрения инспекторов ЕС оказался энергетический колосс континента, денежный сейф Владимира Путина и Дмитрия Медведева», ясно намекая, таким образом, на политическую подоплеку дела.


Впрочем, сама Еврокомиссия отозвалась о проверках европейских офисов «Газпрома» предельно осторожно — дело, мол, идет об обычных плановых проверках антимонопольного законодательства...


Сам российский газовый холдинг первоначально тоже решил не обострять тему. «Инспекции, по сути, являются повторением ранее проводимой проверки ряда европейских дочерних компаний «Газпрома», — отметил он в унисон пресс–релизу Еврокомиссии.


Однако уже спустя сутки «Газпром» заявил, что действия Евросоюза в европейских офисах «Газпрома» носили внеплановый характер, и призвал ЕС при проверках и обысках строго соблюдать права концерна.


Более того, уже во втором своем заявлении представители холдинга из Москвы напомнили, что, цитирую, «ОАО «Газпром», будучи пионером либерализации европейских рынков, всегда было и остается сторонником конкуренции на рынке газа. ОАО «Газпром» всегда уделяло большое внимание соблюдению всех норм международного права и законодательства в странах, где группа «Газпром» осуществляет свою деятельность».


В переводе на житейский язык это означает: не машите у нас перед глазами жупелом ценового картеля, на самом деле мы свято чтим деловую репутацию и во всем подчиняемся европейским правилам.


Эта «переписка Курбского с Иваном Грозным» выглядела бы забавно, если бы не один неприятный момент: на самом деле «Газпром» получил весьма ощутимый удар по имиджу.


С тех пор как ЕС принял так называемый третий энергопакет, который предписывает разделение добычи, транспортировки и реализации газа, «Газпром» стал главным объектом давления европейских регуляторов рынка газа. Монополию вынуждают отказаться от двух из трех указанных видов деятельности, ограничившись только добычей газа.


Конца в этом споре еще не видно, однако ЕС не очень утруждает себя аргументами. «Газпром» просто ставят перед фактом. Вспомним недавнее резкое высказывание еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера. В момент, когда «Газпром» подписывал договор с европейскими акционерами по проекту «Южный поток», Эттингер обратил внимание европейских компаний на конкурирующий проект Nabucco и предложил им не увлекаться сотрудничеством с «Газпромом».


Второе событие, на которое обращает внимание «Немецкая волна», — это активизация переговоров с российским монополистом его европейских партнеров. Многие страны требуют снизить цену на газ, заложенную в долгосрочных контрактах. Однако не у всех это получается... На фоне этих событий и происходят шоу без масок в европейских офисах «Газпрома».


Ну и наконец еще одна версия по поводу скандальных событий. Например, аналитик «Церих кэпитал менеджмент» Олег Душин не исключает того, что «полицейское вмешательство является небольшим подарком от Меркель в ответ на последние события во властном тандеме России».


Так или иначе ущерб для репутации является болезненным, но не единственным последствием обысков для «Газпрома». Существенны и штрафы, которые могут достигать 10 процентов годового оборота компании на данном рынке.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter