Огонь, летели снаряды

Андрей Корзун — один из двух наровлянцев, ставших Героями

Несколько лет я по-соседски, дверь в дверь, прожил в до- и послечернобыльской Наровле с семьей Мальчук. Николай работал в местной «Сельхозхимии», его супруга Зинаида была прекрасным врачом-стоматологом. Но лишь недавно, случайно встретившись с бывшими соседями, которые переселились в легендарную Рудобелку, узнал, что дед Николая — один из двух уроженцев наровлянской земли, удостоенных за военные подвиги звания Героя Советского Союза.

Малой родиной Андрея Корзуна считают деревню Дуброва. Точнее, считали: после чернобыльской катастрофы деревня вместе с 34 другими населенными пунктами Наровлянщины исчезла с карты региона. Работая в наровлянской районке, здесь бывал не раз. Дуброва была окружена лесами, а потому славилась своими богатыми ягодными и грибными местами. Окончив начальную школу, а потом семилетку, Андрей трудился в Полесском химлесхозе. Ему не исполнилось тридцати, как грянула война, и спустя некоторое время красноармеец Корзун воевал с врагом в составе одного из артиллерийских полков Ленинградского фронта. Огневые позиции его батареи в те героические осенние дни 1943-го находились на территории Лесного порта, артиллеристы вели контрбатарейную борьбу с немцами. И когда гитлеровцы открывали огонь по Ленинграду, наши орудийные расчеты били отсюда по батареям врага, поэтому нередко снаряды, предназначавшиеся для осажденного города, летели на позиции шестой батареи. В один из октябрьских дней, заменив раненого наводчика, рядовой Корзун не отошел от орудия, даже когда вражеские снаряды начали рваться совсем близко. Один из них попал в укрытие, за которым стояла пушка. К счастью, осколки просвистели мимо. А затем точными попаданиями по немецким позициям наши артиллеристы и вовсе прекратили дуэль с фашистами. Накануне своей героической гибели наводчик Корзун снова отличился, пристреляв, а затем уничтожив вражеский склад боеприпасов.

Четвертого ноября, в канун праздника Великого Октября, фашисты открыли ураганный огонь по позициям артиллеристов. Расчетам поступила команда укрыться, у орудий остались лишь дежурные артиллеристы. Одним из них был Андрей Корзун. И в какой-то момент за его спиной вздыбилась земля, один из осколков впился в тело. Падая, он увидел, что загорелись ящики с пороховыми зарядами, а значит, еще минута-другая, и огонь доберется до снарядов. Когда наводчик, превозмогая себя, дополз до горящих ящиков, сил на то, чтобы скинуть с себя шинель и притушить ею пламя, уже не осталось. Привстав, он бросился на огонь, погасив его своим телом…

Похоронен рядовой Андрей Корзун на месте того боя — в Лесном порту на Гутуевском острове. Ныне это военное мемориальное кладбище «Южное» Санкт-Петербурга. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленное в борьбе с фашистами мужество гвардии красноармейцу Андрею Корзуну посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Имя Корзуна носит улица в Кировском районе Санкт-Петербурга, появилась такая в Наровле. Носила его имя и исчезнувшая после Чернобыля школа в Дуброве, где он некогда учился.

Абраму Бурову, автору книги «Твои герои, Ленинград», в которой собран богатый материал о 419 Героях Советского Союза — участниках обороны города, удалось разыскать в Беларуси дочь Андрея Григорьевича, они побывали на месте, где принял свой последний бой ее отец.

«Я понимаю, почему Мария Андреевна торопилась в Ленинград, — вспоминает автор книги. — Отца она помнит смутно. Узнать о нем у матери тоже не успела: мама умерла во время войны. И вот в далеком городе у женщины появилось что-то очень близкое, родное…»

Сын Андрея Григорьевича Петр также очень гордился отцом, во время призыва на срочную попросился в артиллерию. Внук героя, мой знакомый Николай, служил в Петродворце. Совсем недалеко от места, где совершил подвиг и похоронен его дед.

На снимке: Андрей КОРЗУН.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter