Производители автомобильных аккумуляторов из Пинска пробили дорогу в Европу

Огонь—батарея

Американскому аккумуляторному гиганту Exide приглянулся наш город Пинск. На заводе в столице Белорусского Полесья ежегодно выпускают сотни тысяч автомобильных батарей. В том числе для автомобильных конвейеров Volkswagen в Калуге и Нижнем Новгороде. Пинские аккумуляторы запускают двигатели грузовиков МАЗ и тракторов МТЗ. В этом году компания «Эксайд Текнолоджиз» планирует начать поставки батарей для автомобилей Ford российской сборки. На предприятии с большими перспективами побывал наш корреспондент.

Пинский завод Exide – единственный на территории бывшего СССР. Стандарты здесь те же, что и на других производствах

Пинское предприятие — классический образчик того, как малый бизнес при определенной сноровке и умении может развиться в нечто большее. Производством аккумуляторных батарей там начали заниматься 17 лет назад. Предприниматель Виктор Лемешевский вместе с европейскими партнерами с нуля создал завод «Полесские аккумуляторы». Правда, назвать то производство заводом можно было с натяжкой. Батареи делали на арендуемых площадях в речном порту. Картина изменилась, когда на небольшое предприятие обратила внимание корпорация Exide, решившая укрепить свои позиции на рынке Таможенного союза. В 2014 году производство переехало на новую площадку. Объем привлеченных инвестиций — около 4 млн евро. Современное оборудование, европейский менеджмент, скрупулезный контроль качества принесли свои плоды. Годовой оборот предприятия ныне превышает 20 млн евро. В Пинске ежегодно выпускают больше 300 тысяч батарей под брендами Exide, Zubr, Hagen, Tudor Starter, Volmaster. Причем производственные мощности позволяют этот показатель в любой момент утроить, будь такая необходимость. 

— Компания Exide Technologies имеет 120-летний опыт работы и является вторым по величине производителем аккумуляторов в мире, — рассказывает заместитель директора по продажам ООО «Эксайд Текнолоджиз» Александр Луковенков. —Бренд Exide представлен в 80 странах. Заводы компании работают в Германии, Польше, Испании, Португалии, Италии, США и ОАЭ. 

Пинский завод Exide —единственный на территории бывшего СССР. Стандарты здесь те же, что и на других производствах. 

Александр Луковенков продолжает:

— Около 40% батарей Exide, которые выпускаются в Европе, поставляются на конвейеры автоконцернов. Поэтому мы постоянно работаем над их совершенствованием. У компании есть свои исследовательские институты, предприятия по переработке старых аккумуляторных батарей. В производстве используем исключительно качественное сырье и комплектующие от проверенных поставщиков.

Электродные пластины, например, пинский завод закупает в Познани, на еще одном предприятии американской корпорации. А пластиковые корпуса и электролит поставляют наши производители, которые прошли необходимый аудит. Станет ли когда-нибудь пинский завод предприятием полного цикла — вопрос времени и экономической целесообразности. Топ-менеджеры Exide рассматривали возможность организации у нас в стране производства пластин, но из-за экономического кризиса 2013—2014 годов проект пришлось временно отложить. Так что сейчас ООО «Эксайд Текнолоджиз» — сборочное предприятие, где работают около 100 человек. 

В этом году «Эксайд Текнолоджиз» планирует начать поставки батарей для автомобилей Ford российской сборки.

— Производство автомобильных батарей начинается со сборки корпусов с пластинами, — объясняет Александр Луковенков. — Они поступают на линию заливки электролита. Оттуда — в цех формирования. Здесь собранные и заправленные батареи подвергают процедуре, напоминающей зарядку. После нее аккумуляторы должны «созревать» в течение пяти суток. Затем они попадают на линию мойки, проходят технический контроль электрических параметров. 

Финальный аккорд — упаковка и отправка потребителю. Около 20% пинских аккумуляторов поставляется на конвейеры автопроизводителей. Остальные — на белорусский и российский автомаркеты. Сборочных линий на заводе две. На одной изготавливают батареи для легковых автомобилей, на другой — для грузовиков и тракторов. Всего 26 типов батарей.

Технология их производства максимально автоматизирована. Сотрудники лишь контролируют процесс и качество готовой продукции. Оно не должно вызывать сомнений — получить контракт на поставки аккумуляторов на конвейер не так-то просто. Конкуренция огромная. Отбор очень строгий. Учитывается каждая мелочь. Батареи не просто тестируют, а разбирают, чтобы оценить качество сборки и долговечность используемых материалов. Детальный аудит регулярно проходит и само предприятие. Анализируют риски, производственные процессы, сырье, уровень контроля качества, стройность логистических цепочек. В общем, мелочей нет и быть не может.

— Наши аккумуляторы ничем не отличаются от тех, которые производят в ЕС, — отмечает Александр Луковенков. — То, что мы поставляем оригинальные батареи для автомобилей Volkswagen и Skoda, явное тому подтверждение. В результате аудита завод в Пинске получил больше баллов, чем подобный завод Exide в Испании. 

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Михаил СЕРКОВ, заместитель председателя Брестского облисполкома:

— Завод Exide в Пинске — яркий пример успешных иностранных инвестиций в экономику региона. Подобные производства — это не только налоговые поступления в местные бюджеты и новые рабочие места. Это современные технологии и востребованная, конкурентоспособная продукция. У нашей страны есть огромный потенциал для привлечения иностранных инвестиций. Максимально реализовать его — вот одна из главных задач.

p.losich@gmail.com

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter